Как лучше писателю платить налоги с авторских отчислений

Шрифт A A

Быть писателем — тяжкий труд, требующий таланта, усидчивости и терпения. Но даже при наличии всего этого нет гарантии, что книга станет популярной и будет хорошо продаваться. Можно заработать 1 млн долларов (65 млн руб.

), как Виктор Пелевин — именно столько заплатили ему за роман «Бэтман Аполло», или оставаться в тени, довольствуясь 30 тыс. руб. за публикацию.

Официальные источники поделились тем, сколько зарабатывают писатели в России на самом деле.

Из чего складывается доход автора

Согласно данным «Комсомольской Правды» авторы получают разовый гонорар и роялти — процент с каждой проданной книги, цифра варьируется от 3 % до 25 %, в среднем составляя 5-10 %.

В случае продажи прав писатель получает разово сравнительно большую сумму, но никаких авторских отчислений уже не будет. Дополнительно создатели успешных произведений зарабатывают на их переводах, экранизациях, радио-, и театральных постановках.

Кроме того, есть литературные премии, победители которых получают существенные вознаграждения: один-три млн рублей.

Многие параллельно работают в СМИ, преподают или развивают бизнес, уходят в кино и сериалы — сочинять сценарии. На доход от написания книг живут лишь наиболее успешные.

Гонорар

Авторские гонорары могут достигать 0,5-1 млн руб. за одну книгу, но такие суммы получают немногие, да и одна книга пишется полгода-год, если не больше. Единицы получают сотни тысяч долларов или евро за публикацию. Большинство российских писателей рассчитывает в лучшем случае на 50-100 тысяч рублей за книгу. Средний гонорар начинающего автора составляет всего лишь 25 тыс. руб.

Александра Маринина получает в среднем 100-150 тыс. долларов за книгу (6,5-9,7 млн руб.), Дарья Донцова — 140 тыс. долларов (9 млн руб.), Борис Акунин — 25-30 тыс. долларов (1,6-1,9 млн руб.), Татьяна Устинова — 25 тыс. долларов (1,6 млн руб.).

Как лучше писателю платить налоги с авторских отчислений

Популярный автор дамских романов Татьяна Устинова

Авторские отчисления (роялти)

Авторские отчисления идут с определенного количества проданного тиража. Писатель получает процент не от розничной стоимости книги, а от оптовой. На каждом проданном экземпляре прозаик зарабатывает в среднем по 10 рублей.

Так, при распроданном тираже 5000 штук получают писатели около 50 тыс. руб. роялти. Начинающие авторы печатаются тиражами в две-три тысячи экземпляров. В России мало писателей, которые получают значительные суммы в качестве роялти.

Переиздания книг

Тираж и размер гонорара определяется издательством, для которого произведение — не столько плод творческой деятельности, сколько коммерческий проект.

Если книга хорошо продается, выпускается новый тираж, появляется возможность заработать на том же произведении. Переиздаваться может как новый роман, который показал коммерческий потенциал, так и книга, появившаяся на полках магазинов несколько лет назад.

Доход автора зависит от того, как часто выходят новые книги и насколько хорошо их раскупают.

Продажа прав на произведение

Издательство может «перекупить» автора — приобрести права на напечатанные и планируемые книги на определенный срок. Стоимость одного произведения составит около 500 тыс. руб, но отчислений с продаж писатель не получит. Это хороший формат сотрудничества для начинающих, но перспективных авторов. Их именитые коллеги обычно договариваются на эксклюзивные условия.

За трехлетние права на издание всех имеющихся книг Дарьи Донцовой издательства готовы заплатить 2,5 млн долларов (162,3 млн руб.), плюс по 200 тыс. долларов (12,9 млн руб.) за каждое новое произведение, написанное в течение этого срока.

Как лучше писателю платить налоги с авторских отчислений

Писатель Дарья Донцова

Дополнительные заработки

Большинство писателей зарабатывают на жизнь совсем не литературным трудом. Кто-то преподает, многие работают в СМИ, университетах, занимаются бизнесом, пишут сценарии, проводят мастер-классы, дают уроки авторского мастерства.

Доход от «случайных» заработков может быть даже выше, чем непосредственно от продаж книг. Например: согласно данным Гильдии кинодраматургов СК России, за сценарий полнометражного фильма автор получает 30 тыс. долларов (1,9 млн руб.

), а за одну серию телесериала — 3,5 тыс. долларов (227 тыс. руб.).

Самые продаваемые

В 2004 году «Форбс» назвал Джоан Роулинг первой, кому удалось заработать миллиард долларов с помощью написания книг. Ее пример доказывает, что попасть в список миллионеров (и даже миллиардеров) реально и писательским трудом.

Как лучше писателю платить налоги с авторских отчислений

Культовый писатель Джоан Роулинг

Рейтинг писателей СНГ

Писатели стараются не разглашать свои доходы, но самым популярным редко удается утаить такую информацию:

  1. Александра Маринина. Под именем Марининой на полках магазинов в 2017 году появилось 7,5 млн экземпляров книг под 56 наименованиями. Согласно «Форбс», годовой доход автора — около 1 млн долларов (65 млн руб.).
  2. Борис Акунин. В 2017 году опубликовано 43 книги за его авторством, а суммарный тираж составил 362,5 млн экземпляров. В «Форбс» подсчитали, что годовой доход Акунина — 2 млн долларов (129 млн руб.).
  3. Дарья Донцова. Согласно докладу Книжной палаты, в 2017-м опубликовано 98 книг Донцовой суммарным тиражом в 1,35 млн экземпляров. Автор «иронических детективов» зарабатывает в год 2,1 млн долларов (136 млн руб.).

На просторах СНГ многим известны имена Дины Рубиной, Захара Прилепина, Людмилы Улицкой, Сергея Лукьяненко. По книге Дмитрия Глуховского разработали компьютерную игру «Метро 2033», продажи которой превысили 1,5 млн копий, а книгу «Омон Ра» Виктора Пелевина на Западе ставят в один ряд с «О дивный новый мир» Хаксли.

Как лучше писателю платить налоги с авторских отчислений

Российский автор Борис Акунин

Топ зарубежных авторов

«Форбс» опубликовал ежегодный список самых успешных писателей. В рейтинг попали авторы, которые за 2018 год продали 24,5 млн книг на сумму 283 млн долларов (18 млрд руб.):

  1. Джеймс Паттерсон. Автор политических триллеров заработал 86 млн долларов (5 млрд руб.). В 2018 году вышла книга «Президент пропал», которая быстро разошлась миллионным тиражом.
  2. Джоан Роулинг. Доходы автора Поттерианы заметно упали: в 2017-м она заработала 95 млн долларов (6,1 млрд руб.), а в 2018 году — 54 млн долларов (3,5 млрд руб.). Роулинг получает деньги от переизданий серии о Гарри Поттере, продажи сопутствующих изданий, а также благодаря спектаклям и тематическим паркам развлечений.
  3. Стивен Кинг. Король ужасов в 2018 году заработал 27 млн долларов (1,7 млрд руб.). Такому успеху поспособствовал коммерческий успех фильма «Оно» по одноименному роману 1986 года, который стал самым кассовым ужастиком всех времен.
  4. Джон Гришэм. Автор юридических триллеров получил 21 млн долларов (1,3 млрд руб.).
  5. Джефф Кинни. Свои 18,5 млн долларов (1,2 млрд руб.) писатель заработал на подростковых бестселлерах из серии «Дневники слабака».

Суммы указаны без учета налогов и выплат агентам, менеджерам, юристам.

Как лучше писателю платить налоги с авторских отчислений

Джеймс Паттерсон

Самые прибыльные жанры

По статистике продаж сайта pro-books.ru в Санкт-Петербурге и Москве топ самых востребованных литературных направлений таков:

  1. Фантастика.
  2. Женский роман
  3. Детективы на сюжеты из российской жизни.
  4. Кулинария.
  5. Детские книги.
  6. Литература по саморазвитию, учебная и образовательная.
  7. Бизнес-литература.
  8. Эзотерика.
  9. Мистический роман.
  10. Псевдоисторические и патриотические романы.

Как лучше писателю платить налоги с авторских отчислений

Популярные жанры по версии бизнес-портала Advertology.Ru

А вот, что популярно в Европе:

  • Классические детективы.
  • Подлинная детская классика.
  • Мистика.
  • Любовные романы.
  • Образовательная и обучающая литература.
  • Комиксы.
  • Современные европейские романы с элементами детектива, мистики и эротики.

Сопоставив данные не трудно понять, что между предпочтениями отечественных и зарубежных читателей есть некоторые различия.

Причины “бедности” отечественных авторов

Немногие российские писатели богатеют за счет плодов своих фантазий. Получать гонорары, сопоставимые с доходами западных коллег, отечественным авторам мешает ряд причин:

  1. Маленькие тиражи. По оценкам Bowker, США лидирует на книжном рынке. Перспективных авторов, книги которых не нуждаются в переводах, издают и в других англоговорящих странах. В итоге тиражи произведений даже не топовых писателей могут превышать миллион экземпляров.
  2. Стоимость литературы. Первая часть серии книг о Гарри Поттере продается на Amazon за 11 долларов (714 руб.), а на Озоне стоит почти в два раза дешевле — 426 руб. (6,5 долларов). Это отражается на размере авторских отчислений с реализации тиража.
  3. Языковой барьер. Суммарное количество англоговорящих в мире составляет около 1 млрд человек, включая носителей (400 млн) и тех, кто только изучает язык. Русский является родным для 167 млн человек, еще около 110 млн владеют русским как вторым. Читательская аудитория куда меньше, чем у зарубежных авторов.
  4. Количество читающих. Согласно данным компании Harris Interactive, каждый пятый американец за год прочитывает более 21 книги. Результаты «Левада-Центра» по России кардинально отличаются: 46 % россиян не прочитали за последний год ни одной книги, 36 % читали от случая к случаю, 16 % – постоянно.

Как лучше писателю платить налоги с авторских отчислений

Книгу англоязычного автора без перевода сможет прочесть около миллиарда человек

В рейтинге «Форбс» пока нет российских имен. Многие отечественные авторы вынуждены заниматься не свободным творчеством, а разрабатывать «коммерческие» сюжеты, чтобы заработать на жизнь.

Читайте также:  Как выставляются счета за воду

Как стать успешным писателем

Согласно статистике, издательства публикуют не более 3 % поступающих рукописей.

Чтобы начинающему автору получить обратную связь от читателей и обратить на себя внимание редакторов, можно опубликовать произведения на Самиздате или в виртуальном издательстве (Bookscriptor, Amazon).

Повысить грамотность и научиться строить сюжет поможет специализированная литература от состоявшихся авторов: «Право писать» Джулии Кэмерон, «Как писать книги» Стивена Кинга, «Дзен в искусстве написания книг» Рэя Брэдбери, «Творите!» Нила Геймана.

Как лучше писателю платить налоги с авторских отчислений

“Дзен в искусстве написания книг”, Р. Брэдбери

Советы от именитых писателей

«Толкиен не читал фэнтези в духе Толкиена, он читал книги по финской филологии. Читайте что-то неожи­данное».

Нил Гейман — автор серии комиксов «Песочный человек», сценариев к фильмам, графических романов.

«Я всегда говорил себе: относись к этому как к работе с девяти до пяти. Если у тебя жесткий рабочий график, ты просто идешь и работаешь, и неважно, хорошо ли тебе в этот день. Я могу каждый день садиться за стол и выдавать дневную норму. Просто не даю себе разрешения уклоняться».

Саламан Рушди — лауреат Букеровской премии 1981 года за роман «Дети полуночи», член Королевского литературного общества.

«Если не знаете, что делать дальше, похороните кого-нибудь заживо».

Эдгар Аллан По — создатель формы современного детектива и жанра психологической прозы.

«Нет никаких правил и нет никакого правильного режима, если ты хочешь написать книгу».

Умберто Эко — автор романов «Нулевой номер», «Баудолино», «Таинственное племя царицы Лоаны».

Хорошо пишущих и просто грамотных людей мало, а с каждым годом становится еще меньше. Поэтому шанс стать известным и заработать на безбедную жизнь есть у каждого начинающего писателя. В помощь ему приходит интернет с его инструментами самопиара и самостоятельной реализации электронных версий книги. Однако надо понимать, что дорога к известности может быть долгой и извилистой.

(2

Авторские отчисления в РАО и ВОИС

Музыкальные произведения с текстом и без текста охраняются авторским правом, и в соответствии с законом их авторы имеют право получать вознаграждение за каждое использование своих произведений. Публичное исполнение музыкальных произведений является одним из способов использования интеллектуальной собственности.

На публичное исполнение необходима специальная лицензия, разрешающая использовать произведение таким образом.

Если в кафе, ресторане, холле гостиницы, торговом зале супермаркета, фитнес-клубе или салоне красоты звучит музыка, то это — публичное исполнение, и авторам, дающим разрешение на использование своих произведений, положено вознаграждение.

Каким образом развивать свой бизнес в рамках закона, как платить вознаграждение авторам и как отчитываться за то, какие произведения прозвучали, расскажем в нашей статье.

В чем разница между рао и воис

В России существует две организации, аккредитованные государством, которые осуществляют коллективное управление авторскими и смежными правами — РАО и ВОИС. РАО — это «Российское Авторское Общество».

ВОИС — Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности (не путайте ее с другой ВОИС — Всемирной организацией интеллектуальной собственности, занимающейся администрированием вопросов, связанных с интеллектуальными правами, на международном уровне).

Работа обеих организаций регламентирована статьей 1242 Гражданского кодекса Российской Федерации, в которой сказано, что они «вправе от имени правообладателей или от своего имени предъявлять требования в суде, а также совершать иные юридические действия, необходимые для защиты прав, переданных им в управление на коллективной основе». Поэтому когда представители РАО и ВОИС приходят с проверкой в то или иное общественное заведение, они действуют строго в рамках своих полномочий. Также и авторские отчисления РАО и ВОИС получают от пользователей, распределяют и выплачивают правообладателям, действуя по закону.

Как лучше писателю платить налоги с авторских отчислений

Важно понимать, что для проигрывания музыки в заведении нужно заключить договоры с обеими организациями, потому что РАО управляет правами авторов, а ВОИС — исполнителей и изготовителей фонограмм. На официальных сайтах обеих организаций есть реестры произведений и фонограмм, правами на которые управляют ОКУП.

Что такое фонограмма

Статья 1304 ГК РФ определяет фонограмму следующим образом: «любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение». Любая музыка, которую мы слушаем в записи, является фонограммой, вне зависимости от того, что мы используем, чтобы ее послушать — ресурсы в интернете, диски, радио.

Фонограмма — объект смежных прав, а следовательно, подлежит охране. «Автором» фонограммы является ее изготовитель. И для возникновения прав на этот объект интеллектуальной собственности не требуется соблюдения каких-либо формальностей — то есть право на фонограмму регистрировать не надо.

Использование объектов смежных прав без выплаты вознаграждения правообладателю допустимо только в некоторых случаях, к которым публичное исполнение записи в публичных местах не относится.

Что понимается под публичным исполнением фонограмм

Публичное исполнение фонограммы четко определено в российском законодательстве, как «любое сообщение фонограммы с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается фонограмма в месте ее сообщения или в другом месте одновременно с ее сообщением» (статья 1324).

Как лучше писателю платить налоги с авторских отчислений

Поэтому проигрывание музыки в магазинах, салонах красоты, фитнес-центрах, кафе, ресторанах и барах, развлекательных комплексах, парках, клубах, зрелищных и спортивных мероприятиях и др. является публичным исполнением фонограмм.

Нужно ли разрешение на публичное исполнение фонограмм

Два основных принципа исключительного права заключаются в том, что объект интеллектуальной собственности может использоваться только с разрешения правообладателя (автора) и только при условии выплаты ему вознаграждения. При этом закон предусматривает ряд исключений, когда не один из этих принципов или оба не действуют.

Один из таких случаев — когда фонограмма была опубликована в коммерческих целях. Такие фонограммы можно использовать, не спрашивая разрешения правообладателей — авторов музыки и текста, исполнителей и изготовителей записей. Но при соблюдении двух условий:

  • выплаты им вознаграждения;
  • предоставления отчетов об использовании фонограмм организациям по управлению правами на коллективной основе, имеющими государственную аккредитацию, потому что сбор с пользователей вознаграждения в пользу правообладателей возложен на эти организации.

Как рассчитывается размер вознаграждения

На официальных сайтах РАО и ВОИС размещены Положения о ставках, в соответствии с которыми рассчитывается вознаграждение правообладателей.

Ставки организаций зависят:

  • от того, в каком заведении и в каких условиях проигрывается произведение (в ходе массовых мероприятий, в кафе и ресторанах, отелях, в парках, клубах, музеях, торговых точках, спортивных учреждениях, на транспорте, в кинотеатрах, в театральных постановках и т.п.);
  • числа жителей в городе, в котором находится заведение или проходит мероприятие («региональный коэффициент»);
  • числа объектов одного типа, принадлежащих одному владельцу («сетевой коэффициент»);
  • площади заведений.

Как лучше писателю платить налоги с авторских отчислений

Кроме того, ставки РАО и ВОИС рассчитываются по-разному для заведений и мероприятий с платным и бесплатным входом, а также зависят от некоторых других условий их работы и проведения.

Как правообладатели узнают о незаконном использовании их фонограмм

РАО и ВОИС являются аккредитованными государством организациями, т.е. сбор, распределение и выплата вознаграждения со всех пользователей являются их прямой обязанностью.

РАО и ВОИС на регулярной основе направляют в общественные заведения своих представителей для проведения переговоров – разъяснений норм законодательства об авторских и смежных правах и заключения договоров.

В случае отказа пользователя от заключения договора представители РАО и ВОИС вправе осуществить видеофиксацию публичного исполнения музыкальных записей, которые затем идентифицируются с помощью фонографических и музыковедческих экспертиз.

Экспертиза с подписью специалиста является основанием для направления в адрес владельца бизнеса досудебной претензии и доказательством нарушения авторского и смежных прав в суде.

Перед тем, как обратиться в суд, организации направляют ответчику письмо с требованием выплатить компенсации за использование музыки правообладателям и заключить соответствующие договора. Если владелец бизнеса игнорирует претензию, РАО и ВОИС вправе подать иск в суд.

Как лучше писателю платить налоги с авторских отчислений

Что будет, если использовать фонограмму без договора

Хотим обратить ваше внимание вот на что. Проиграв одну-единственную композицию, вы нарушите права сразу трех лиц — автора, исполнителя и изготовителя фонограммы. Это значит, что нарушены будут права как исполнителя и изготовителя фонограммы, так и авторов музыкального произведения.

А минимальный размер компенсации, предусмотренной законодательством РФ за нарушение авторского права, составляет 10 000 рублей. Максимальный размер компенсации составляет 5 миллионов рублей.

Помимо финансовых убытков нелегальное использование музыкального контента может грозить и другими неприятностями:

  • конфискацией оборудования, с помощью которого осуществлялось незаконное воспроизведение музыки;
  • ликвидацией юридического лица или прекращением индивидуального предпринимателя, если было зафиксировано неоднократное нарушение закона.

Если организации подают на нарушителя в суд, придется оплатить не только отчисления в РАО и ВОИС для правообладателей, но и все судебные издержки, а также потратить свое время на участие в процессуальных действиях.

Читайте также:  Организация азартных игр

Как лучше писателю платить налоги с авторских отчислений

Судебная практика

В настоящее время российская судебная практика в целом складывается не в пользу нарушителей. В большинстве случаев суд встает на сторону правообладателей и организаций, их представляющих, и решает дело в их пользу. Вот только несколько примеров, когда владельцам бизнеса приходилось выплачивать весьма существенные штрафы за незаконное воспроизведение музыки:

  • с ООО «Мята» взыскано 240 000 рублей компенсации за незаконное публичное исполнение музыки с помощью технических средств в ресторане Funduk (Екатеринбург);
  • С ООО «КД Сервис» взыскано 228 000 рублей компенсации за незаконное публичное исполнение двух фонограмм с помощью технических средств в баре «Контакт бар» по иску, поданному правообладателем авторских и смежных прав, ООО «РДС Рекордс» (г.Санкт-Петербург);
  • ООО «Агат» выплатило 200 000 рублей компенсации за незаконное публичное исполнение музыки с помощью технических средств в кафе Pronto (Москва) по иску, поданному РАО;
  • ООО «Ресторатор» выплатило 182 000 рублей компенсации за незаконное публичное исполнение музыки с помощью технических средств в кафе Look (Москва) по иску, поданному Всероссийской организацией интеллектуальной собственности;
  • ИП Иващенко Е.Г. выплатила 100 000 рублей компенсации за незаконное публичное исполнение музыки с помощью технических средств в магазине «Приколись» (Ростов-на-Дону) по иску, поданному РАО.

И это только несколько примеров из обширной судебной практики с участием организаций по коллективному управлению авторскими и смежными правами.

Возможно ли использовать фонограммы без заключения договора с ВОИС

Да, такая возможность у бизнеса есть. Вопрос в другом, насколько это будет эффективно с точки зрения маркетинга и финансовых затрат.

Если вы хотите качественное музыкальное оформление, которое будет отвечать вашим запросам и вкусам вашей целевой аудитории, вы не сможете обойтись теми композициями, которые предлагают артисты не с мировой известностью или библиотеки музыки, распространяемой по открытой лицензии, в силу ряда причин:

  • очень разное качество звука, выровнять звучание и подготовить гармоничные плейлисты с использование таких композиций практически невозможно;
  • небольшой ассортимент в плане жанров и направлений;
  • неудовлетворительное качество самих композиций.

Но можно выбрать другой вариант, который не исключает РАО и ВОИС полностью из схемы организации музыкального оформления, но упрощает взаимодействие с ними для бизнеса.

Мы говорим о заключении договора с компаниями, профессионально занимающимися проектированием фоновой музыки для общественных заведений.

FONMIX организует музыкальное оформление бизнеса по всей России и не только; мы работаем с любыми компаниями, создаем плейлисты и не только для гостиничной, развлекательной и бьюти-индустрий, ритейла, деловых и офисных пространств, работаем на крупных мероприятиях любой направленности.

Как лучше писателю платить налоги с авторских отчислений

Все необходимые договоры с правообладателями и организациями по коллективному управлению правами заключаем мы сами, а наше программное обеспечение имеет функцию автоматической генерации отчетности, которая передается в РАО и ВОИС и на основании которой они рассчитывают вознаграждения.

Пользуясь сервисом FONMIX, вы получаете доступ — вдумайтесь только — к 11 миллионам композиций популярной музыки и к самостоятельному составлению плейлистов! Без необходимости заключать миллион договоров с правообладателями и организациями по управлению авторскими и смежными правами и ежедневно записывать треки, которые звучат в вашем кафе или салоне, для формирования отчетов.

Сколько и как зарабатывают писатели

Джоан Роулинг заработала на книгах о Гарри Поттере 1,5 миллиарда долларов. Конечно, нашим соотечественникам о таких суммах приходится только мечтать.

Но некоторым всё же удаётся добиться приличного заработка. Например, Дарья Донцова с каждой книги получает до 7 миллионов рублей.

А сколько выходит у менее знаменитых авторов и новичков? Об этом я и хочу рассказать.

Из чего складывается заработок писателя

Прежде чем мы поговорим о суммах, сначала следует понять, от чего зависит заработок писателя. Почему-то некоторые считают, что достаточно создать книгу, продать её издательству и сразу получить кругленькую сумму.

Нет, всё гораздо сложнее.  Даже Джоан Роулинг отказали 12 раз  до того, как её первую книгу выпустили в тираж.

И пусть у популярных писателей есть несколько преимуществ перед новичками, это не должно никого останавливать. Настоящие издательства знают, что нельзя постоянно предлагать читателям одни и те же фамилии. Публика жаждет чего-то свежего.

Поэтому у начинающих авторов действительно есть шанс выйти на приличный заработок. А складываться он будет из нескольких элементов.

Аванс

Это деньги, которые издательство платит автору до начала написания книги. При чём автор обязуется предоставить своё творение в строго оговоренный срок. В России сумма аванса намного меньше, чем в западных странах.

Начинающие писатели могут рассчитывать не больше, чем на 10 000 рублей. Но дело не только в популярности автора. На сумму также влияет:

  • Само издательство;
  • Направление (художественная литература или нет);
  • Востребованность темы.

Аванс чаще всего составляет какой-то процент от общей выплаты. Хотя её могут разделить и на 3 части. Некоторые издатели предлагают повышенный роялти, но аванс вообще не выплачивают. К ним следует относиться крайне осторожно. Иначе велика вероятность, что писателя просто кинут.

Гонорар

После того, как книгу отдали в печать, автору выплачивают оставшуюся сумму. Это и есть гонорар. Он фиксированный и обычно равен авансу, хотя всё зависит от политики издательства.  В среднем новичкам платят от 5 000 до 20 000 рублей. 

Иногда гонорар может составлять и 100 000 рублей. Но это возможно только в том случае, когда агентство уверено в большом потенциале книги.

Первые работы вряд ли вызовут ажиотаж у читателей. А значит и на высокий доход рассчитывать не стоит. Преимущество здесь в том, что писатель в любом случае получает прибыль с книги. Даже если не будет продано ни одного экземпляра. Все затраты ложатся на плечи издателя.

Роялти

А вот здесь выплаты могут сильно отличаться. Зависят они от тиража и количества проданных книг. Обычно издатель предлагает выбрать что-то одно: или гонорар, или роялти.

Хотя популярным авторам могут предложить и то, и другое. Процент тоже отличается и его обсуждают заранее.  В среднем он составляет 10-15% с каждой продажи.

Такой подход кажется более выгодным, чем гонорар. Ведь можно получать прибыль на протяжении длительного времени. Но здесь опять всё упирается в популярность автора.

У новичков тираж будет небольшой, а значит и заработать много не получится. Помимо этого, учитывается процент не с розничной, а с оптовой цены. И она гораздо ниже.

Например, писатель трудился над книгой 3 месяца. Издательство решило выпустить 3 000 экземпляров по цене 100 рублей за каждый. Если процент равен 10, то автор получит в общей сложности 3000*10=30000 рублей. Выходит 10 000 рублей в месяц. А так как подобные виды заработка предполагают уплату налогов, итоговая сумма окажется ещё меньше.

С другой стороны, если добиться определённой популярности, картина и правда выглядит шикарной:

  • Вместо 3 000 экземпляров выпустят 10 000;
  • Вместо 10% выставят 25%;
  • Вместо 100 рублей книгу продадут за 200;
  • Да ещё и предыдущие произведения будут приносить доход.

Даже без учёта последнего пункта  выходит довольно прилично: 50*10000=500000 . Или приблизительно 166 000 рублей в месяц.

Переиздание

Иногда популярность книги превышает ожидания издательства. И тогда требуется выпустить дополнительный тираж. Для писателей это самый лучший сценарий.

Во-первых, он продолжит получать деньги за свою книгу. Во-вторых, ему даже делать ничего не придётся. Конечно, в этом случае процент обычно снижают. Но ведь всю работу берёт на себя издательство, а автор только получает процент.

В отдельных случаях книгу могут переиздавать несколько раз. Но это должен быть настоящий шедевр, который понравится многим читателям. И пока они будут заняты этой книгой, писатель может выпустить другие.

Популярность начнёт расти, так как люди сами захотят искать новые произведения полюбившегося автора.

Другие способы

Ещё один способ заработка на книге — это её перевод на иностранные языки. Обычно за границу отправляют только самые популярные книги. И здесь прогнозировать даже приблизительный доход очень сложно. Но в любом случае такой способ позволяет писателю зарабатывать больше 1000 долларов или евро.

Существуют и другие способы заработка на книге, которые исключают сотрудничество с издательством. Но о них я расскажу чуть позже, так как принцип работы там сильно отличается.

Через какое время можно получить первые деньги

У писателей и издателей существуют негласные правила. Например, если отправить работу в одно издательство, следует подождать 3-4 месяца, пока её проверят.

Только после этого можно предлагать книгу другим редакторам. К сожалению, далеко не всегда ответа вообще можно дождаться. Поэтому писатели обычно сразу отправляют своё творение в разные издательства. А потом выбирают, где условия лучше.

Читайте также:  Сокращение работающего пенсионера

Мало того, что на саму книгу может уйти несколько месяцев, так ещё и по издательствам побегать придётся. Потом нужно ждать, пока произведение выйдет в тираж. И только после этого можно рассчитывать на вознаграждение. Так что первые деньги придут минимум через полгода от начала написания книги.

Тираж и цена

Статистика показывает, что чаще всего покупают книги по 200-300 рублей. Хотя многое зависит от популярности автора. Если его никто не знает, продать будет тяжело даже за такую сумму. Но у известных писателей книги могут стоить даже несколько тысяч. И они всё равно найдут своего читателя.

Что касается тиража, то новичкам стоит рассчитывать не больше, чем на 3 000 экземпляров. Исключением может стать произведение, которое покажется издательству действительно достойным.

Но даже в этом случае вряд ли станут выпускать больше 10 000 экземпляров. Ведь гораздо выгоднее переиздать книгу, так как автору можно будет платить меньший процент.

Сколько получают писатели в России

В начале статьи я упомянул про заработок Дарьи Донцовой. Конечно, это не значит, что все её произведения приносят такой доход. Но ведь общее количество экземпляров её книг составляет 200 миллионов экземпляров. И даже при минимальном роялти получается приличная сумма.

Кстати, первая работа принесла ей всего 20 000 рублей.

Сюда же относится знаменитый писатель Борис Акунин, который получает за каждую книгу до миллиона рублей.

Стоимость произведений Татьяны Устиновой оценивается в 1 500 000 рублей.

А Дина Рубина как раз относится к тем авторам, которые известны не только в России, но и в других странах. Хотя у менее популярных писателей доходы гораздо ниже.

Минимальный заработок

Как бы это банально не звучало, но минимальный заработок автора составляет 0 рублей. Ведь человек может писать очень долго или просто неинтересно. Да и в начале карьеры вряд ли можно рассчитывать на приличные суммы.

Статистика говорит, что более или менее нормальные авторы получают в среднем 25 000 рублей.

У новичков выходит в 2-3 раза меньше. Поэтому многие российские писатели обычно используют заработок на книгах в качестве хобби.

Но даже в этом случае им приходится трудиться очень много. Иначе вообще никакого дохода их деятельность не принесёт.

Может быть, именно по этой причине достойных писателей в России не так уж и много. Мало кто хочет потратить несколько лет, чтобы стать популярным.

Зато в случае удачи зарабатывать можно вполне неплохо.

Средний заработок

Писателя можно считать продвинутым, когда он выпустил хотя бы 5 книг. Только после этого его начинают узнавать читатели. А с повышением популярности растёт и заработок. Обычно гонорары таких авторов составляют  от 30 000 до 100 000 рублей за книгу. 

Но ведь на создание произведения уходит несколько месяцев. Соответственно, доход будет намного меньше.

В среднем одну книгу пишут 3-4 месяца. Получается, что продвинутые авторы зарабатывают от 10 000 до 30 000 в месяц. Конечно, не стоит забывать, что издания не всегда платят только гонорар. Существует ещё и роялти. Да и произведение может стать популярным. Тогда вполне реально рассчитывать на переиздание.

За первую книгу

Многих новичков отпугивает тот факт, что деньги за первую книгу они получат только через несколько месяцев. И нет никакой гарантии, что вторая, третья или десятая книга принесут больше.

Причина не всегда кроется в плохом качестве произведений. Большую роль играет и само издательство. Кто-то не заплатит больше 10 000 рублей за книгу. Другие же готовы отдать и 20 000. Но это, пожалуй, максимум.

Чем больше напишет автор, тем популярнее он будет. Например, тираж одной книги составит 3 000 экземпляров. А общий тираж 5 книг будет уже 15 000 экземпляров. Поэтому тем, кто решил зарабатывать на создании книг, не стоит принимать во внимание стоимость первой работы. Это очень приблизительный фактор.

Сколько получают писатели во всём мире

У журнала Forbes есть отдельный раздел для писателей. К сожалению, соотечественников здесь найти не получится. И дело не в том, что произведения наших авторов оставляют желать лучшего. Просто за границей гораздо больше возможностей заработать на создании книг.

Это связано с несколькими причинами:

  • Английский язык популярнее русского;
  • Иностранные издательства выпускают большие тиражи;
  • Агентства вкладывают серьёзные деньги в маркетинговые компании;
  • Сами книги стоят дороже.

Ну а теперь о доходах. Американский писатель Джеймс Паттерсон только за год заработал около 90 миллионов долларов.

Его творчество основано на детективах. Хотя остальные авторы сильно от него отстают. Взять хотя бы Джеффа Кинни, который за серию детских книг получил 21 миллион долларов.

А создатель «Пятьдесят оттенок серого» Э.Л. Джеймс заработала и того меньше — 11,5 миллионов долларов.

Но в любом случае такие доходы гораздо выше, чем у самых популярных российских писателей.

Как можно заработать

Кто знает, может именно вы создадите шедевр, который захотят покупать во всём мире. Но для этого придётся вложить много времени и сил. А иногда и денег. Сегодня перед авторами открываются по-настоящему огромные возможности. Вот давайте их и разберём.

Заключить контракт с издательством

  • Преимуществ при работе с издательством достаточно много.
  • Во-первых, все расходы оно берёт на себя.
  • Во-вторых, автор может получить аванс.
  • В-третьих, он гарантированно получит деньги после того, как закончит произведение.
  • Перед началом создания книги автор заключает с издательством договор.
  • И здесь следует учитывать несколько важных моментов:
  • Договор должен быть авторский, а не трудовой;
  • Срок действия контракта должен быть прописан чётко (желательно не больше трёх лет);
  • Не стоит соглашаться на условия полной продажи тиража.

Помимо этого, придётся привыкнуть, что издательство будет решать большую часть вопросов, которые касаются книги.

И вкладывать деньги в её продвижение оно уж точно не станет. Максимум — выложат в магазинах. Если её не покупают, значит это вина автора.

Издавать самостоятельно

В этом случае писатель ни от кого не зависит. И поступает так, как считает нужным. Только подобный способ требует вложений. И в большинстве случаев достаточно приличных.

Написать книгу — это самое начало. Нужно её отредактировать и придумать обложку. Но даже это мелочи по сравнению с тем, что книгу в любом случае нужно напечатать.

Стоимость услуги печати везде отличается. На неё влияет качество бумаги и краски. Цена зависит и от количества страниц. Чтобы вывести в тираж 1000 экземпляров по 500 страниц, потребуется заплатить от 200 000 рублей до миллиона.

И продавать книгу тоже придётся самостоятельно. Зато всю прибыль автор забирает себе. Например, если себестоимость одной книги составит 200 рублей, а продать её за 300, с 1000 экземпляров можно заработать 100 000 рублей.

Продавать в интернете

Чтобы не платить сотни тысяч за печать, можно попробовать выложить книгу в интернете.

Сегодня многие платформы предлагают подобные услуги. Прочтите мою статью — Как заработать на своей книге.  У них даже есть в штате корректоры, редакторы, дизайнеры и другие профессионалы писательского дела. Конечно, за их работу придётся заплатить. Но можно всё сделать самостоятельно.

Подобные сервисы берут комиссию с продажи от 15% до 50%. Зато книгу можно одновременно выложить на нескольких площадках. Помимо этого, они предлагают услуги продвижения.

Хотя стоит это достаточно дорого. Лучше попытаться самому.

Можно вообще не обращаться в сервисы, а создать собственный сайт. Или продавать книгу через социальные сети. Тогда никакие комиссии платить не придётся. Если стоит книга 200 рублей, автор столько и получит. Только продавать её будет достаточно тяжело.

Использовать краудфандинг

В России этот способ только начинает набирать обороты. А вот в других странах с успехом используют краудфандинг.

Прочтите мою статью о краудфандинге. Смысл его в том, что автор предлагает идею своего проекта, а люди переводят ему деньги для реализации. В будущем, когда проект начнёт приносить прибыль, автор будет делиться ей с инвесторами.

Способ рабочий. И некоторые писатели действительно собирают деньги. Но для этого нужно точно рассчитать сумму будущих вложений. Иногда инвесторам отправляют не прибыль, а результат своего труда. В данном случае книги.

Сегодня писатель может зарабатывать на своём таланте разными способами. И пусть в большинстве случаев придётся долго добиваться успеха, результат бывает очень впечатляющим.

Первая книга вряд ли принесёт автору высокую известность. Но если стараться и идти к своей цели, всё обязательно получится.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *