Обучение в двух ординатурах одновременно

Нельзя одновременно гоняться за двумя зайцами и пытаться усидеть на двух стульях. Не будем спорить с народными мудростями. Лучше зададимся вопросом: можно ли учиться одновременно в двух вузах? Отвечаем на него в этой статье.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы ежедневно получать полезную рассылку и быть в курсе актуальных новостей студенчества.

Можно ли получать два высших образования одновременно

Да! Можно не только учиться на двух факультетах одновременно, но и получать образование сразу в двух разных вузах. Но обо всём по порядку. Зачем вообще получать сразу два высших?

  1. Два диплома по разным специальностям повышают шансы найти хорошую работу.
  2. Тот, кто выбрал не ту специальность, но не хочет бросать начатое, может обучаться на второй специальности параллельно.
  3. Это отличный вариант для людей с непреодолимой тягой к новым знаниям.

Параллельное обучение: что это такое

Параллельное обучение – это одновременная учеба сразу в двух вузах или на разных факультетах одного вуза.

Учиться параллельно можно с первого курса. Но рекомендуется всё же начинать осваивать вторую специальность, начиная со второго или третьего года обучения. Если специальности смежные, то в таком случае не придется несколько раз сдавать одни и те же экзамены.

Параллельное обучение и второе высшее – разные вещи. Одно из существенных отличий: стоимость параллельного обучения не такая высокая.

Особенности параллельного образования

Как и везде, здесь есть свои нюансы:

  1. Учиться в 2 разных вузах на дневной форме обучения не получится чисто физически. Вы не сможете себя клонировать. 
  2. Юридически это тоже невозможно: если вы учитесь на дневном, оригинал аттестата должен храниться в вузе. 

Можно совмещать следующие формы обучения:

  • очную и заочную;
  • заочную и вечернюю;
  • заочную и дистанционную.

Советуем обратить внимание на дистанционную форму обучения, которая становится всё популярнее.

Если вас зачисляют на заочное или дистанционное обучение без оригинала аттестата, то вы не студент, а слушатель. В чем разница? Ни в чем, это просто формальность. Слушатели так же посещают занятия, пишут тесты и сдают экзамены.

Как получать два высших образования одновременно?

Многие и с одним-то не могут справиться, а тут целых два. Технически всё точно также, только сессий, контрольных и прочей волокиты будет в два раза больше.

Кстати! Для наших читателей действует скидка 10% на любой вид работы.

Учиться на бюджете можно только один раз, при получении первого высшего образования. В дальнейшем за учебу придется платить, даже если вы раньше учились на платном. Зато, если вы учитесь в университете на бюджете, среднее специальное образование в колледже или техникуме можно получать бесплатно.

Как подать документы, чтобы учиться в двух вузах одновременно

Мы уже писали о том, во сколько вузов можно подавать документы. Зачисление на параллельное обучение производится на основе письменной профильной аттестации. Помимо этого, вы несёте в вуз стандартный пакет документов.

Для зачисления на вторую специальность нужна справка с основного места учебы.

Если вы хотите получать два высших образования одновременно, нужно быть готовым к тому, что нагрузка будет сильной. В тяжелые моменты вспомните Николу Тесла: он спал всего по 4 часа в сутки и отлично справлялся с научными задачами. И конечно, не забывайте о том, что профессиональный студенческий сервис всегда готов прийти на помощь учащимся.

Обучение в двух ординатурах одновременно

Иван

Иван Колобков, известный также как Джони. Маркетолог, аналитик и копирайтер компании Zaochnik. Подающий надежды молодой писатель. Питает любовь к физике, раритетным вещам и творчеству Ч. Буковски.

Порядки в современном медицинском образовании. Часть 2: Последипломное образование (ординатура) в РФ

Я не буду описывать процесс обучения в медицинском ВУЗе, так как в каждом заведении свои особенности, порядки и рассказать обо всем не представляется возможным.

Программа обучения на 6 лет везде плюс-минус одинаковая, а в остальном все слишком индивидуально.

В заключительной части, я постараюсь кое-что пояснить исходя из своего собственного опыта, а пока перейду к общему описанию перспектив и порядка, после получения диплома медицинского ВУЗа.

После окончания ВУЗа у выпускника два пути (в настоящее время обязательной отработки после ВУЗа не существует для всех, кроме целевиков. Условия целевиков прописаны в их договоре):

1.

Сразу же пойти работать

Это вариант является самым простым и, как сейчас говорят в кулуарах – для бедных или невезучих. Для тех, кому не повезло набрать несколько баллов для прохождения по конкурсу на бюджет, а для обучения на платном отделении нет финансовой возможности. Или же отсутствуют нужные связи, чтобы получить место в ординатуре.

За счет этих ребят будет закрываться недостаток врачей в поликлиниках, причем не самых лучших (на это очень сильно упирает Минздрав, которому любой ценой необходимо заполнить первичное звено). В хорошую поликлинику без рекомендаций и должного уровня образования не попасть.

Считается, что сразу после ВУЗа необходимыми знаниями выпускник не обладает (возможно, спустя некоторое время и после осознания новых порядков допуска к самостоятельной медицинской деятельности это мнение изменится). Довелось мне общаться с одним главврачом приличной поликлиники по этому вопросу.

Получил следующий комментарий: что я могу предложить выпускнику после аккредитации даже при наличии места? Минимум 6 месяцев неоплачиваемой стажировки в поликлинике под руководством уже работающего врача и только после этого, с учетом мнения стажирующего врача, принимать решение о приеме на работу.

Потому что если терапевт или хуже, педиатр, на нашем участке завалит/получит осложнения у взрослого или ребенка, первым делом огребу я.

Важный момент: та работа, на которую вы попали сразу после ВУЗа, это ваш потолок. Никакого вертикального карьерного роста не будет.

Вы не специалист (у вас нет ординатуры), вы не можете претендовать на профессиональную переподготовку (там иные условия, она не для вас и вскоре вообще будет упразднена), в крупный стационар по лечебной специальности вас никто не возьмет, там берут только после ординатуры.

Что можно порекомендовать этим ребятам: устраиваться всеми правдами и неправдами на работу (пусть даже это будет не топовое лечебное заведение в городе/районе), чтобы была хоть какая-то оплата и стаж, а тем временем работать по схеме с зарубежной страной (будет описана в заключительной части), если задумались об этом только сейчас, а не во времена студенчества. Или же копить деньги, чтобы пойти по второму пути.

  • 2. Поступить в ординатуру по желаемой специальности
  • *По окончании  ВУЗа рекомендую ознакомиться со списком специальностей, на которые вы можете поступать со своего факультета.
  • До введения аккредитации прием в ординатуру складывался из нескольких составляющих:

— подача документов, за которые начислялись дополнительные баллы (т.н. индивидуальные достижения);

— обязательное очное собеседование.

В зависимости от учебного заведения список учитываемых индивидуальных достижений и баллов за них существенно разнился, а на собеседовании отсеивались откровенные дуболомы и неадекваты. Конечно же, блатные поступали в любом случае, платно или бесплатно, тут уж кто как договорился.

После введения аккредитации поступают в ординатуру только на основании подаваемых документов с учетом индивидуальных достижений (теперь они все строго регламентируются документами Минздрава) и аккредитационного теста (вспомните первый этап аккредитации 60 вопросов за 60 минут – это именно он). Теперь претендента на место в ординатуру не требуется воочию лицезреть на этапе отбора. Документы могут меняться, необходимо следить за актуальной информацией.

Небольшое отступление: РФ является уникальной страной, где для поступления в медицинский ВУЗ не требуется сдавать экзамен по языку, на котором ведется обучение (в большинстве случаев это русский).

Да и в другие учебные заведения он или не сдается, или не представляет трудностей. Вы только вдумайтесь.

В любой приличной стране с вами никто не будет разговаривать на эту тему до тех пор, пока вы не предоставите результаты лицензированного языкового экзамена уровнем не ниже B2-C1 (это очень высокий уровень).

Именно поэтому многочисленные представители бывших советских республик (особенно южных), и прочие индусы, африканцы, беспрепятственно поступают в ВУЗы и ординатуру. Всего-то нужно написать/списать тест, приложить пару документов и ждать списков, поступить может вообще любой.

А потом у нас начинают работать, как заметил один из комментаторов – “вчерашние плиточники”. Я учился вместе с таким товарищем, и в первый день ординатуры, мой наставник написал для нас подробную запись в истории болезни, для того, чтобы мы могли ознакомиться с нюансами заполнения документов по профилю отделения.

Мы сели читать и тут он выдает фразу: читай, пожалуйста, вслух, я не понимаю что тут написано. Он так же не понимал, что написано в книгах, заключениях специалистов, с трудом говорил на русском языке и т.д., но закончил вместе со мной и мы получили одинаковые сертификаты специалиста.

Таких ребят становится все больше, уже сейчас в ординатуре соотношение минимум 50/50 (иностранцы/россияне). Чтобы отчислиться из ординатуры необходимо приложить массу усилий, так что в 99% случаев закончат все.

Порядок поступления в ординатуру:

Обучение в двух ординатурах одновременно

Как выбрать специальность?

Опять же, каждый выбирает то, что ему ближе, и то, что ему нравится. Если подходить к вопросу более прагматично, то лучше иметь специальность, которая “состоит из двух слов” (анестезиология-реаниматология, акушерство и гинекология, сердечно-сосудистая хирургия и т.д.

) или же дает возможность работать по большому спектру направлений в государственной и частной клиниках одновременно (функциональная диагностика). Это нужно для того, чтобы у вас был выбор и запасной вариант, если что-то пойдет не так. К примеру, вы поступили в сердечно-сосудистую хирургию и хотите быть кардиохирургом.

Читайте также:  Размер пенсия по случаю потери кормильца

К концу первого года ординатуры вы понимаете, что кардиохирургом у вас стать не получится (оказалось не ваше, понимаете, что не устроитесь), и вы спокойно посвящаете второй год обучения сосудистой хирургии, из которой вообще есть еще два выхода: большая сосудистая хирургия в стационаре или флебология в условиях частной клиники.

Таким образом, с одним сертификатом сердечно-сосудистого хирурга у вас сформирован приличный пул направлений, что гарантирует вам больше возможностей трудоустройства. Или возможность уйти в частную клинику, если что-то не получается/надоело в государственной.

Важные нюансы:

1.

Перед поступлением обстоятельно все осмыслите, кем вы хотите быть, чтобы не получилось, так, как я видел во время приемной кампании: человек подавал документы на кардиологию, сердечно-сосудистую хирургию и психиатрию одновременно, искренне считая, что разница-то невелика. Вам потом с этой специальностью работать большую часть жизни. Конечно, можно уйти после первого года ординатуры, поступить заново, но зачем вам этот головняк, когда можно все обдумать на старте.

2. Если вы успели пройти интернатуру и хотите получить более узкую специализацию, для вас есть два варианта:

профессиональная переподготовка (ПП): возможности и специальности регулируются приказом Минздрава России от 08.10.2015 №707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки».

ординатура: бесплатная, если выбранную вами специальность можно получить только в ординатуре, вы выдержали общий конкурс на бюджет, если у вас есть целевое направление и вы выдержали конкурс среди целевиков.

Если же по выбранной специальности есть ПП, то ординатура для вас платная.

Пример: после интернатуры по терапии нельзя поступить в бесплатную ординатуру по кардиологии (есть ПП по кардиологии), но можно поступить на бюджет в ординатуру по эндокринологии (нет ПП по эндокринологии).

3. Отслеживайте правила приема и изменения в них. Я хорошо помню приемную кампанию 2017 года, когда прошли все адекватные сроки публикации каких-либо изменений в правилах приема Минздравом РФ, и народ уже готовился поступать по старым правилам, как во второй половине мая были опубликованы принципиально новые правила приема.

Чтобы вы понимали: вторая половина мая, в июне государственные экзамены и аккредитация в ВУЗе и следом поступление в ординатуру по внезапно новым правилам. Народ сходил с ума от таких качелей. Я никому не желаю оказаться в такой ситуации, но помните, что, даже отслеживая актуальную информацию, все может измениться в последний момент.

Это Россия.

Куда поступать в ординатуру?

По моему глубокому убеждению, обучаться в ординатуре необходимо в ведущем медицинском центре, специализирующемся на выбранном вами направлении (сейчас это национальные/федеральные медицинские центры) или в крупных лечебных учреждениях, где это направление присутствует.

Только там вы сможете познакомиться с современнейшими методами диагностики и лечения на деле, увидеть сложные случаи, о которых вы до этого только слышали только от преподавателей и читали в учебниках и посмотреть, как их лечат, посетить актуальные конференции, зачастую с международным участием и много чего еще весьма полезного и интересного.

При последующем трудоустройстве будет очень важно, где вы проходили ординатуру и у кого. Вывеска учебного заведения и фамилия руководителя направления при собеседовании будут играть за вас, а дальше – как уж вы себя покажете.

Когда я устраивался на работу, работодатель, в лице заведующего/руководителя направления, во всех случаях отмечал наличие хорошей школы в месте моего обучения и большое уважение к моему руководителю. После этого разговор строился уже в более удобном для меня направлении.

Поступить в такие центры крайне непросто, особенно на бюджет (количество заявлений переваливает за 1400 на все направления, а количество мест крайне небольшое), и это, в подавляющем большинстве случаев, переезд в другой город (чаще всего Москву или Санкт-Петербург), что дополнительно увеличивает бюджет приключения. К тому же, сейчас, это превращается тупо в бизнес (подробности в следующей части).

Часто задаваемые вопросы

  • Часто задаваемые вопросы
  • Вопрос: Как проходит обучение в ординатуре?
  • Ответ: Обучение по программам ординатуры – очное, большая часть занятий связана с непосредственным участием ординатора в клинической работе по соответствующему направлению подготовки, в том числе с участием в приеме пациентов, их консультировании, проведении необходимых манипуляций (при достаточном уровне подготовки ординатора и под контролем врача), занятия лекционного типа занимают не более десятой части общего объема программы.
  • Вопрос: Где проходят практические занятия, куда нужно будет ездить?

Ответ: Все занятия, и теоретические, и практические, проходят в трех корпусах института на ул. Тимура Фрунзе, д. 16 (м. Парк Культуры – кольцевая), больше ездить никуда не нужно.

Вопрос: Какой конкурс на место в ординатуру будет в этом году? Сколько нужно набрать, чтобы поступить на бюджет?

Ответ: Конкурс каждый год разный, зависит от количества поданных заявлений, от результатов тестирования и индивидуальных достижений поступающих, в связи с чем невозможно предсказать «проходной балл» до момента завершения формирования списков поступающих. Списки публикуются на сайте в утвержденный день, до их официального размещения информация о баллах не разглашается, чтобы все поступающие были в равных условиях.

Вопрос: Как подтвердить стаж работы при поступлении в ординатуру?

Ответ: В соответствии с требованиями законодательства документы, подтверждающие индивидуальные достижения, собирает и предоставляет сам поступающий, он же несет ответственность за их подлинность и достоверность. Как правило, стаж работы подтверждается копией трудовой книжки, заверенной работодателем или нотариусом.

  1. Вопрос: Бывает ли прием на обучение в ординатуру в пределах особой квоты?
  2. Ответ: Нет, действующим законодательством не предусмотрено установление особой квоты для приема на обучение в ординатуре и аспирантуре.
  3. Вопрос: Какие вступительные испытания нужно сдать, чтобы поступить в ординатуру?
  4. Ответ: Институт не проводит дополнительные вступительные испытания, все поступающие участвуют в конкурсе с результатами своих аккредитационных тестов (кто сдавал аккредитацию) или вступительных тестов (пишутся из базы заданий аккредитации), которые нужно написать только один раз в любом институте – наш институт просто засчитает полученный результат, пересдавать дополнительно у нас не нужно.
  5. Вопрос: Сколько стоит обучение?
  6. Ответ: С актуальной информацией о стоимости обучения по различным образовательным программам Вы можете ознакомиться по ссылке (раздел О ЦНИИСиЧЛХ — Документы).
  7. Вопрос: Как оплачивать обучение в ординатуре?

Ответ: Оплата возможна по семестрам, по годам или сразу за все время обучения. Вы можете оплатить обучение без комиссии картой или наличными в кассе института или через реквизиты института в банке (банком может взиматься комиссия).

  • Вопрос: Можно ли оформить договор на обучение на родителя или супруга?
  • Ответ: Да, договор может быть оформлен как трехсторонний.
  • Вопрос: Как получить налоговый вычет за оплату обучения?

Ответ: Оформление налогового вычета осуществляется уполномоченными органами, информация доступна на сайте Госуслуг https://www.nalog.ru/rn77/taxation/taxes/ndfl/nalog_vichet/soc_nv/soc_nv_ob/#t3 . Договор об оказании образовательных услуг для предоставления в налоговую выдается на руки при поступлении на обучение, лицензия доступна по ссылке

Вопрос: Могут ли ординаторы и аспиранты получить Карту москвича?

Ответ: Да, с 2018 года Правительством Москвы принято решение о выдаче Карт москвича ординаторам и аспирантам. Для оформления нужно обращаться в учебный отдел.

Аспирантура-2021: пять изменений, которых ждут преподаватели вузов | РБК Тренды

Министерство науки и высшего образования продолжает менять систему аспирантуры и адъюнктуры, чтобы наладить подготовку кадров для российской науки. РБК спросили экспертов, какой аспирантура станет 1 сентября 2021 года

О необходимости менять саму аспирантуру и отношение к ней говорили давно. В 2020 году число аспирантов снизилось вдвое, а из этого количества всего 9% защитили диссертацию. Всего сейчас в России, как рассказал ТАСС президент РАН Александр Сергеев, 75 тыс. кандидатов и около 25 тыс. докторов наук.

Прогнозируемые цифры поступающих в аспирантуру в 2021 году по некоторым направлениям пока относительны. Согласно свежему исследованию, опубликованному МГТУ им.

Баумана, МАИ и МФТИ, 17,6% опрошенных выпускников бакалавриата планируют учиться и в магистратуре, и в аспирантуре, но это число может измениться, не в последнюю очередь — из-за грядущих нововведений.

Руководитель Департамента подготовки кадров высшей квалификации Сибирского федерального университета Ольга Григорьева так описала ожидаемые перемены:

«Во-первых, отменяются образовательные стандарты, ФГОСы: вместо них будут разработаны федеральные государственные требования.

Во-вторых, меняются условия предзащиты. У нас была государственная итоговая аттестация, сейчас будет просто итоговая аттестация. Но появляется обязательное условие, чтобы она оформлялась в виде предзащиты. То есть процедура итоговой аттестации должна быть изменена, чтобы аспирант мог получить заключение по своей диссертации.

Уже собирается не госкомиссия, а большое количество экспертов по данной специальности. Диссертация рассматривается полностью и дается заключение о выполнении диссертационной работы — именно с ним аспирант должен будет пойти на защиту в диссертационный совет. То есть степень готовности диссертации должна быть очень высокой.

Нужно будет изменять и учебные, и индивидуальные планы, и общую траекторию, возможно, даже обеспечивать перевод на индивидуальную траекторию».

Что изменилось

1. Федеральные государственные требования вместо ФГОСов

Сентябрь 2021 года обещает быть важной отправной точкой для всех поступающих в этом учебном году в аспирантуру — именно на этот срок приходится ряд важнейших изменений системы последнего этапа высшего образования в России.

Читайте также:  Законна ли оцифровка лицензионных аудиокассет в домашних условиях

Едва ли не ведущее влияние на работу студентов, преподавателей, методистов и администраторов вузов оказывает переход от ФГОСов к Федеральным государственным требованиям (ФГТ). Эта мера была отражена в Федеральном законе от 30 декабря 2020 г. № 517-ФЗ.

Академический руководитель Аспирантской школы по образованию НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник Центра социологии высшего образования Евгений Терентьев рассказал, в чем принципиальная разница между ФГОСами и ФГТ: «ФГТ — это требования к структуре и к условиям организации образовательной программы, но не к ее результатам.

Во ФГОСах это очень жестко было прописано, практически не оставалось места для маневров, выстраивания индивидуальных траекторий, адаптированных под задачи каждого конкретного аспиранта».

Как подчеркнула проректор по учебной и методической работе Финансового университета при Правительстве России Екатерина Каменева, от самого содержания Федеральных государственных требований зависит почти вся система аспирантуры:

«Влияние изменений на организацию обучения в аспирантуре во многом зависит, чем будут отличаться (и будут ли) ФГТ от ФГОСов. Сейчас нельзя сказать ничего определенного, поскольку еще нет утвержденных ФГТ.

В любом случае надо понимать, что аспирантура (является ли она третьим уровнем образования или нет) должна заканчиваться защитой научного исследования — диссертации — и присвоением выпускнику аспирантуры ученой степени.

Без такого финала обучение в аспирантуре не имеет никакого смысла».

Академический руководитель Аспирантской школы по образованию НИУ ВШЭ Евгений Терентьев выразил уверенность, что ФГТ помогут настраивать в образовательных программах индивидуальные маршруты для каждого аспиранта:

«Я видел проект ФГТ, на данный момент он предполагает возможность перегруппировки образовательной нагрузки между разными блоками, это очень правильный шаг. У аспирантов индивидуальные потребности в развитии: кому-то больше времени нужно уделить практике, кому-то — обучению в рамках образовательных курсов для наращивания компетенций».

Также эксперт рассказал о своих ожиданиях от системы ФГТ и о том, какое воздействие отказ от жестких госстандартов окажет на систему аспирантуры:

«Тот факт, что мы двигаемся в сторону большей автономии, большей гибкости в возможностях кастомизации образовательной программы под нужды и запросы каждого аспиранта, является правильным шагом.

Это может повысить эффективность образовательной подготовки.

Но необходимо сделать и следующий шаг, чтобы этими возможностями грамотно воспользовались образовательные организации и спроектировали свои программы так, чтобы они помогали повысить успешность каждого конкретного аспиранта».

«Пока мы констатируем снижение числа аспирантов. В 2010 году их было 157 тыс. человек, в 2019 году — 84 тыс. человек. Доля окончивших аспирантуру защитой диссертации в 2019 году составила 10%, а в 2020 году — 9%», — отметил президент РАН Александр Сергеев.

2. Отмена госаккредитации

Следующим важным шагом в трансформации аспирантуры и адъюнктуры стали изменения в Положении о государственной аккредитации образовательной деятельности, которые правительство опубликовало 7 июля. Они вывели аспирантуру из системы государственной аккредитации. Евгений Терентьев положительно оценил эти действия, которые, по его мнению, пойдут на пользу всем акторам образования:

«Вся процедура госаккредитации будет заменена процедурой лицензирования. Это не значит, что образовательные программы не будут никак контролироваться, но мы ожидаем, что бюрократии будет меньше. Это хорошо, потому что позволит организациям сосредоточиться на содержании самих программ».

3. Аттестация в виде предзащиты

Выход из системы госаккредитации позволяет наладить в аспирантуре более простой и эффективный способ конечной проверки знаний.

Вместо привычной итоговой аттестации, форма которой также проходила тщательный контроль со стороны чиновников (тестовые задания, устные экзамены по билетам, дополнительные письменные работы и так далее), аспирантов, поступивших в 2021 году, будет ждать аттестация в виде предзащиты.

Терентьев из ВШЭ заявил о большой эффективности подобной практики:

«Новая система ведет за собой модернизацию итоговой аттестации аспирантов через сближение процедур аттестации и предзащиты. Это выгодно для аспирантов, потому что у них сокращается число аттестационных процедур — а их сейчас слишком много.

Это кандидатский, итоговая аттестация, предзащита, обсуждение диссертационного совета, потом защита. Мы ожидаем, что «схлопнется» минимум одно звено в этой системе, потому что требования к итоговой аттестации будут синхронизированы с требованиями к предзащите.

Процесс будет более осмысленным, полезным».

«Мы видим целеустремленность молодых людей: уже сегодня почти пятая часть намерены поступать и в аспирантуру, а, значит, не разочаровались в выборе профессии», — говорит Борис Пайкин, председатель комитета Государственной думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи.

4. Диссертационные советы можно проводить онлайн

Можно ли параллельно получать второе высшее образование

Содержание:

Когда-то даже одно высшее образование внушало уважение. Сейчас люди, получившие 2–3 диплома, не вызывают изумления. Неудивительно: вам необязательно отправляться в новый вуз после окончания первого — можно получить два образования одновременно. Как именно, и что для этого нужно сделать, расскажем ниже.

Как получить два высших образования одновременно?

Технически это несложно. Есть только один нюанс: если вы уже учитесь на бюджете, дополнительное образование можно будет получить только платно. Вы можете сочетать обучение в двух разных вузах или на двух факультетах одного учебного заведения. Никаких ограничений по форме обучения не будет, но лучше, если вы:

  • первое образование будете получать на дневной или вечерней форме;
  • второе образование — заочно или дистанционно (а также на вечерней форме, если вы уже являетесь студентом-очником).

Формально можно получать образование в двух разных вузах на очном отделении, но в этом случае вы просто не успеете посещать все лекции и присутствовать на зачетах и экзаменах.

Что-то в любом случае придется пропустить, а обучение в другом вузе уважительной причиной не является.

Поэтому чаще всего студенты сочетают очную форму с заочной или вечерней, либо выбирают дополнительное дистанционное образование.

Как подать документы на параллельную учебу?

В случае если вы поступаете из другого вуза или внутри своего вуза на другой факультет, то порядок подачи документов неизменен.

Если вы поступаете на другой факультет своего вуза, все просто: зайдите в свой деканат, а затем посетите деканат того факультета, куда вы хотите поступить. В вузе подробно расскажут, какие документы и куда нужно отнести. Как правило, все вопросы решаются без студента, так как документы в любом случае хранятся в стенах одного заведения.

Если вы решили поступить в другой вуз, придется позаботиться о документах самостоятельно:

  • получить копию диплома/аттестата, паспорта и медицинской справки в «родном» вузе;
  • получить справку о том, что вы уже являетесь студентом;
  • сделать несколько цветных фотографий 3х4;
  • предоставить результаты ЕГЭ или сдать тестирование, если вы выпускник колледжа.

Какие формы обучения можно совмещать?

Здесь ограничений никаких нет. Вы можете получать первое образование очно, а второе — очно-заочно, заочно или вообще дистанционно, и наоборот. Без проблем сочетаются:

  • очная — с любой другой формой обучения, кроме очной;
  • вечерняя и заочная форма;
  • дистанционная — и любая форма.

Когда поступать на второе высшее?

Складывается впечатление, что два высших образования можно получать либо только одновременно (с первого курса по шестой), либо поочередно. Это не так. Более того: поступать в два вуза или на два факультета одновременно не стоит. Это неудобно, да и невыгодно. Исключение — двойной диплом.

Если вы не планируете получать кардинально иную профессию, лучше всего поступить на второе высшее с третьего курса. У этого варианта есть преимущества:

  • в первом вузе вы можете учиться бесплатно и очно;
  • при поступлении во второй вуз вы вправе сократить срок благодаря перезачету нескольких дисциплин (как правило, это общие предметы — физкультура, математика, русский и английский языки и т. д.).

Таким образом, во втором вузе вы будете учиться 2–3 года, а в первом — полный срок. При одновременном поступлении придется посещать оба вуза все 4 года (для бакалавриата).

Есть и еще один нюанс: на первом курсе сложно сразу адаптироваться к новому формату обучения. Лучше поначалу учиться в одном месте, а привыкнув и завоевав репутацию, поступить на второе высшее.

Преимущества и недостатки одновременного получения двух высших образований

К преимуществам относятся:

  • возможность получить сразу две профессии за один и тот же срок;
  • возможность сэкономить время и деньги. Второе образование может быть только платным, но вы имеете право сократить его срок в случае, если вы поступаете после 1–2 лет обучения на первом высшем.

Работодатели лояльнее относятся к людям, получившим два высших образования. Даже если у вас нет опыта работы, два диплома расскажут о вас как о человеке, который умеет работать и решать нестандартные ситуации.

Недостатки тоже есть:

  • нагрузка при двойном обучении будет намного выше;
  • даже если вы учитесь во втором вузе заочно или на вечернем отделении, совмещать будет сложно. Что-то вам придется пропустить в любом случае;
  • не все преподаватели лояльно относятся к тем, кто получает второе высшее. Оправдать неуспеваемость большой нагрузкой не выйдет.

Два высших образования можно получать одновременно. Это отличный способ заявить о себе как о человеке, который готов работать и развиваться.

"Хорошего никто не ждёт": как Минздрав изменил условия для попадания в ординатуру

Клинический ординатор-инфекционист Анастасия Кондрашина рассказала medrussia.org, почему это нововведение не должно пугать медиков.

Избыток вреден

По мнению ординатора, эти изменения должны пойти на пользу, так как они упростят ситуацию.

Читайте также:  Отзыв согласия на обработку персональных данных

«Сразу отсеется большой процент тех, кто готов пойти “хоть куда” – такие подадут документы на 10 специальностей в несколько ВУЗов. Такая ситуация была в прошлом году, поэтому суждение не надуманно.

Представьте, как работали приёмные комиссии, сколько приходилось обрабатывать данных, какая путаница была», – говорит Кондрашина.

Она утверждает, что большой выбор, существовавший у выпускника ранее, не шел на пользу, а наоборот, мешал, «иногда это просто отсутствие выбора, поскольку любой избыток вреден».

При этом, по ее словам, за 6 лет обучения вполне можно определится с интересами и направлениями для ординатуры, и много их быть априори не должно.

Да, любой врач обязан вникать в различные отрасли медицины, но ординатура, как подчеркивает Кондрашина, это именно специалитет.

«В данном вопросе Минздрав скорее прав, но одна поправка не решает всех проблем, связанных с допуском к постдипломному образованию. Министерство вносит изменения потому, что вынуждено это делать. Более того, думаю, это никак не инициатива Минздрава – уж очень здравая для их обычных решений».

  • Кроме того, ординатор отмечает, что прошлогодняя приемная кампания пронесла за собой длинный хвост недовольств очень многими вещами: поддельный трудовой стаж, списанные тесты на вступительных экзаменах, то же беспредельное стремление занять любую нишу в любой специальности.
  • Позор в системе образования
  • Что касается баллов за стаж, по мнению Кондрашиной, их можно начислять на сроке работы в государственном звене от 6 месяцев.

«Мы говорим о студентах, это учащийся в первую очередь контингент. Сейчас эта цифра, если не ошибаюсь, начинается от года. И не надо делить на город/село. Баллы за “научные публикации” – это почти всегда профанация, не может студент на должном уровне значимые работы проводить, в основном это оказывается демагогией. Действительно стоящих работ единицы».

Кондрашина добавляет, что в этом году увеличили число мест в ординатуру, и это плюс. «Вот почему возникает так много вопросов сейчас с ординатурой: это аккредитация. Это самая провальная система в образовании на сегодняшний день. Посчитайте, сколько заинтересованных ребят, годами посещавших СНК (Студенческий научный кружок – прим. ред.

), выезжавших на олимпиады достойного уровня, имеющие достижения, не смогло продолжить профильное обучение хотя бы потому, что вступительным экзаменом стал тест по общемедицинским вопросам – то есть ушла специфика полностью. Тест влегкую можно было списать. Не списать – заучить механически, даже особо не надо напрягаться – ответы есть.

Это же позорище образовательной системы».

Нужна обратная связь

Ординатор-инфекционист считает, что на сегодняшний день Минздрав не заинтересован в качественных кадрах, потому, соответственно, не заинтересованы и люди на местах.

“Реформы” и нововведения создаются не во благо, а для видимости работы отрасли.

По ее мнению, реакция со стороны управленцев возможна только в случаях откровенно из ряда вон выходящих вещей, либо в случаях, когда нужна демонстрация бурной деятельности.

«Вообще, нужно проводить поголовный опрос выпускников по поводу вот таких спорных моментов – посмотреть процент мнений, какое мнение ведущее, откуда оно складывается, – предлагает Кондрашина. – Без обратной связи адекватного функционирования системы нет. Никакой и никогда».

Опросы, как подмечает ординатор, должны проводить руководители на местах: в каждом ВУЗе это легко устроить по распоряжению ректора, декана, да даже в рамках маленького частного исследования. Только тогда это мнение сможет влиять на решения свыше».

«Знаете, вот именно это маленькая частная поправка с ограничением количества мест и специальностей при подаче документов – это благо в большом проценте. Просто от последних нововведений было столько зла, что хорошего уже не ждет никто.

Проблем очень много, и их почти не решает никто, – говорит медик. – Если всегда смотреть в негативном ключе на любые вещи, это очень быстро вызывает привыкание и агрессию, нытье разное “как все плохо”. У нас уже в обществе и в медсообществе это здорово сформировано, увы.

Любую вещь можно изменить и доработать, было бы желание».

Как сообщалось ранее, Минздрав внес изменения в порядок приема в ординатуру, утвержденный год назад. Ведомство уточнило, сколько организаций для поступления может выбрать будущий ординатор, а также снизило количество дополнительных баллов, которые можно получить за индивидуальные достижения. Подробнее читайте: В России изменили порядок приёма в ординатуру

Высшее становится шире

В 2022 году Минобрнауки начнет эксперимент по развитию межвузовской мобильности. Студенты одного университета смогут прослушать часть дисциплин или модулей в другом и даже сдать там экзамены.

Для этого Минобрнауки подготовит систему сертификатов, которые позволят оплатить вузам обучение «чужих» студентов.

Другой тип сертификатов предусмотрен для олимпиадников — с их помощью они смогут поступить в любой вуз вне зависимости от наличия в нем достаточного количества бюджетных мест.

“Ъ” выяснил подробности эксперимента Минобрнауки по внедрению образовательных сертификатов на обучение в вузах. Он пройдет с 2022 по 2024 год. В этот период предполагается ввести два типа сертификатов.

Первый — для победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, а также членов сборных РФ, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам.

Сейчас они имеют право на приоритетное зачисление в вуз — без сдачи экзаменов по тем специальностям и направлениям, которые соответствуют профилю олимпиады.

«Однако в ведущих вузах в некоторых случаях складывается ситуация, когда бюджетных мест меньше, чем победителей и призеров, желающих поступить на обучение по конкретному направлению подготовки или специальности,— объяснили “Ъ” в Минобрнауки.

— При этом в законе «Об образовании» установлено, что право на прием без вступительных испытаний используется однократно — для подачи заявления о приеме в один вуз на одну образовательную программу».

Эксперимент с сертификатами позволит зачислять таких абитуриентов сверх контрольных цифр приема. Однако они все равно должны выбрать именно то направление, которое соответствует профилю олимпиады.

Второй тип сертификатов предусмотрен для студентов, которые поступят на образовательные программы «с элементами академической мобильности».

Речь идет о вузах, которые ведут обучение в рамках сетевого договора с другими университетами. Студенты смогут освоить в вузе-партнере отдельные дисциплины или модули в рамках общего учебного плана. Но при этом им нельзя будет выбрать дисциплины, не предусмотренные «основной» образовательной программой.

«Сертификаты помогут производить взаиморасчеты вузам, которые реализуют образовательную программу совместно в сетевой форме»,— пояснили в Минобрнауки. Номинал сертификатов будет различаться в зависимости от выбранной специализации и вуза.

Сейчас вузы финансируются по нормативно-душевому принципу — они получают из бюджета деньги в зависимости от количества студентов и самого направления подготовки. Так, в 2021 году стоимость платного обучения на журналиста в МГИМО составила 610 тыс. руб. в год.

Аналогичный факультет МГУ установил цену в 391 тыс. руб.

Студенты смогут сдавать зачеты и экзамены в «братском» вузе. Результаты такой аттестации не будут требовать повторного подтверждения в основном вузе.

Но в некоторых случаях университеты смогут принимать экзамены совместно. При этом эксперимент не предусматривает второго диплома, заявили “Ъ” в Минобрнауки.

Диплом о высшем образовании будет выдаваться основным вузом, а второй выдаст лишь справку об освоении части образовательной программы.

Основная цель программы сертификатов — повышение качества высшего образования, говорят в ведомстве: «Эксперимент позволит поддержать талантливых поступающих — победителей и призеров, предоставив им возможность выбора вуза».

Кроме того, возможность получить образование с использованием ресурсов нескольких вузов повысит конкурентоспособность университетов, уверены в министерстве. Также эксперимент поможет наладить эффективные механизмы финансового взаимодействия между вузами, «которые позволят в простой и удобной форме финансировать обучение студента в другом вузе по сетевым образовательным программам».

Опрошенные “Ъ” вузы поддерживают эксперимент. Он позволит расширить возможности студентов и образовательных организаций при реализации проектов академической мобильности по всей стране, считает ректор НИУ МЭИ Николай Рогалев.

В некоторых вузах уже есть сетевые программы с другими университетами, однако их число все еще незначительно, говорит старший директор по основным образовательным программам НИУ ВШЭ Анна Коровко.

«Сейчас многие университеты готовы выстраивать сетевые программы, но опасаются возможных проблем с взаиморасчетами. Особенно если речь идет о бюджетных средствах,— отмечает она.

— Расширение числа таких программ — это дополнительные возможности для студентов получить более качественное образование. Сейчас сетевые альянсы складываются между вузами, которые объединяют свои сильные стороны в одной программе, замещая собственные дефициты возможностями партнера».

Впрочем, госпожа Коровко указывает, что «реальные запросы студента могут быть шире, чем предложено договорившимися вузами». «Но, возможно, после завершения эксперимента практика будет признана успешной и сможет распространиться и на индивидуальные запросы студентов в части изучения дисциплин или модулей образовательной программы в других университетах»,— ожидает эксперт.

Проректор по учебной работе МФЮА Владимир Шутенко хотел бы, чтобы студенты могли получать два диплома в рамках совместных программ, особенно международных. «Это было бы прорывом для образования и науки.

Позволило бы российским студентам выйти на образовательный рынок стран ближнего и дальнего зарубежья, показать себя, реализовать, а самое главное — аккумулировать потенциал образовательной и научной деятельности.

C учетом опыта, накопленного не только на территории РФ и в рамках наших научных школ, но и применяя научные школы зарубежных образовательных учреждений и научных организаций»,— считает он.

Анна Васильева

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *