Условия заключения договора ОСАГО

Приобрести полис обязательного страхования автогражданской ответственности без диагностической карты можно с 29 августа. Что изменится в связи с упрощением правил?

Условия заключения договора ОСАГО xload/ru.depositphotos.com

ОСАГО с сегодняшнего дня «отвязали» от техосмотра. Теперь, чтобы получить полис обязательного страхования автогражданской ответственности, не нужно предъявлять диагностическую карту.

Как утверждают авторы закона, освобождение ОСАГО от ТО повысит доступность обязательной страховки. Ведь пунктов техосмотра хватает далеко не во всех регионах, и в итоге водители сталкивались с ситуациями, когда не могли застраховаться даже при всем желании.

За отделение ОСАГО от ТО выступили и страховщики. Они говорят, что сейчас действительно нет существенной зависимости между прохождением техосмотра и аварийностью. И приводят статистику ГИБДД, из которой следует, что доля аварий по причине технической неисправности в общей массе не превышает 0,1%.

Впрочем, такой шаг по мнению экспертов был скорее вынужденным. Дело в том, что многие техцентры просто не успели перейти на новый регламент проверки автомобилей (на диагностической карте обязали размещать фотографии авто с указанием времени и координат места съемки). А значит, водитель не смог бы ни пройти техосмотр, ни купить ОСАГО.

Но это не значит, что техосмотр теперь вообще не нужен — без него будут штрафовать. Но не сейчас, а с 1 марта 2022 года, когда вступят в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Но все еще может измениться, говорит директор Национального общественного центра безопасности движения Сергей Канаев.

Сергей Канаев директор Национального общественного центра безопасности движения

Сделать прохождение ТО добровольным предлагал глава российской Госавтоинспекции Михаил Черников. Он заявил, что ответственные водители и без того заинтересованы в исправности своих авто, а потому сами должны проходить проверку.

Но на практике официально ТО проходили, мягко говоря, не все, отмечают эксперты. Водители покупали диагностические карты на черном рынке. В том числе из-за этого и решили провести реформу ТО. Но от всех этих инициатив может измениться не отношение к техосмотру, а цена полиса ОСАГО (конечно же в большую сторону), считает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.

Антон Шапарин вице-президент Национального автомобильного союза

Страховая компания вправе взыскать с виновника ДТП выплаченную ею сумму. Это правило может применяться как раз из-за отсутствия у водителя диагностической карты.

А это уже суммы более существенные, чем штраф в 2 тысячи рублей, который предусмотрен поправками в КоАП.

Но на фоне отделения ТО от ОСАГО и в противовес инициативе ГИБДД об отмене техосмотра в Совфеде предложили начать штрафовать за отсутствие диагностических карт раньше запланированного — уже с 1 октября.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Изменения в ОСАГО в 2021, новые правила, закон об ОСАГО

В 2021 году правила и требования к оформлению ОСАГО менялись уже несколько раз с начала года. Мы расскажем, какие изменения в ОСАГО действуют по состоянию на август. Что ждать владельцам транспортных средств в 2022 году, как оформить автогражданку сегодня.

  1. Подготовка документов для страхования
    1. Для электронного е-ОСАГО
    2. Для оформления в страховой компании
    3. Для юридических лиц и ИП
  2. Что еще может потребоваться
    1. Техосмотр — новые правила 
  3. Порядок страхования автомобиля
  4. Стоимость и коэффициенты 
  5. Штрафы
  6. Какие документы получает страхователь после оформления ОСАГО
  7. Ответы на вопросы 
  8. Подведем итоги 

Подготовка документов для страхования

Чтобы застраховать гражданскую ответственность, владелец транспортного средства должен подготовить документы для обращения в страховую компанию. Базовый перечень документов для физических и юридических лиц одинаковый, но есть нюансы в зависимости от способа страхования, юридического статуса клиента.

Для оформления электронного полиса ОСАГО вам потребуется на сайте страховой компании составить заявку и отправить ее страховщику. Для ее заполнения нужны только данные документов. 

Какие нужны данные:

  • Серия, номер и дата выдачи паспорта и водительского удостоверения страхователя, а также всех лиц, которые будут допущены к управлению ТС. Когда страховка оформляется без ограничения, нужны только данные на страхователя;
  • Свидетельство о регистрации ТС, технический паспорт;
  • Номер диагностической карты и срок ее действия;
  • Если вы продлеваете договор страхования, нужны данные предыдущего полиса ОСАГО.

С конца августа начал действовать временный мораторий на прохождение техосмотра и предоставление диагностических карт, т. е. оформить страховку можно будет без них. 

В отдельных страховых компаниях требуется к заявлению прикрепить копии всех документов.

При продлении полиса заявление можно подавать из личного кабинета на сайте страховщика. В этом случае часть необходимой информации будет введена автоматически и вам потребуется только ее проверить.

Для оформления в страховой компании

Для оформления ОСАГО в представительстве страховщика, вам потребуется все документы представить в оригиналах:

  • Паспорта водителей, допущенных к управлению автомобилем;
  • Водительские удостоверения;
  • СТС (свидетельство о регистрации автомобиля) или ПТС (паспорт транспортного средства);
  • Карта ТО. В 2021 году внесены изменения, по которым предоставление диагностической карты может быть не обязательным;
  • Если договор страхования заключает не страхователь, потребуется доверенность.

Для юридических лиц и ИП

При оформлении страхования гражданской ответственности транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам или предпринимателям, дополнительно к общему перечню документов нужно будет представить:

  • Актуальную выписку из ЕГРЮЛ (ИП);
  • Доверенность на имя заявителя, если это не директор компании;
  • Паспорт страхователя.

Для подписания договора страхования потребуется печать юридического лица.

Что еще может потребоваться

Дополнительно в зависимости от ситуации может потребоваться:

  • Документ, подтверждающий право собственности на автомобиль, если он еще не зарегистрирован;
  • Договор с собственником авто, если оно находится в аренде.

Уточнить точный перечень документов можно на сайте страховой компании или, позвонив в Службу поддержки.

Техосмотр — новые правила 

Правила прохождения техосмотра в 2021 году менялись уже не однократно. По состоянию на март, должен был быть введен штраф за его отсутствие. Без осмотра автомобиля сделать техосмотр было бы невозможно. Затем, из-за неготовности пунктов ТО к работе в новых условиях, требования изменились.

Согласно новому порядку страхования ОСАГО автомобиля с 22 августа 2021 года купить полис ОСАГО для легковых автомобилей можно без прохождения техосмотра.

Срок действия диагностических карт дополнительно продлен пока на 6 месяцев, т. е. минимально до октября 2021 г.

Тем, кто оформит полис ОСАГО в период действия моратория, будет дан месяц (до ноября 2021) на прохождение техосмотра и получение диагностической карты. 

Применение штрафных санкций за отсутствие техосмотра грозит автовладельцам с марта 2022 г.

Чтобы оформить полис ОСАГО на сайте СК, нужно сделать следующее:

  • Проверьте подлинность вашей диагностической карты. Это можно сделать онлайн на сайте ЕАИСТО;
  • Рассчитайте стоимость полиса, изучите условия разных страховых компаний и выберите наиболее приемлемые;
  • Подайте заявление на сайте страховщика с приложением необходимых документов;
  • Дождитесь окончания проверки;
  • Оплатите полис;
  • Получите документ на электронную почту. 

Что заносится в ЕАИСТО

В единой автоматизированной информационной системе технического осмотра (ЕАИСТО) кроме сведений о техническом состоянии транспортного средства содержится следующая информация:

  • Адрес пункта ТО с координатами; 
  • Фото транспортного средства при въезде/выезде с ТО;
  • Время начала осмотра;
  • Время окончания осмотра.

Доступ к системе открыт для владельцев транспортных средств, сотрудников ГИБДД и страховых компаний. 

Данные хранятся 5 лет.

Стоимость и коэффициенты 

Цена полиса ОСАГО зависит от конкретного клиента. Учитываются количество нарушений и аварий, пробег и марка авто, стаж вождения и т.д. Изменения в 2021 году произошли как в базовых ставках, так и коэффициентах, поэтому стоимость в целом будет выше.

Согласно тарифам, минимальная ставка по ОСАГО стала ниже, а максимальная – выше. ОСАГО для новичков стало дороже. Увеличился коэффициент на полис без ограничения. Произошло незначительное снижение по коэффициенту региона. 

Штрафы

Величина штрафов, связанных с ОСАГО, составляет 500–800 руб., в зависимости от следующих фактов:

  • Нет страховки – 800 руб.;
  • Нет документа, подтверждающего наличие страховки – 500 руб.;
  • За рулем водитель, не вписанный в полис – 500 руб.;
  • Если срок полиса закончился – 800 руб.

Какие документы получает страхователь после оформления ОСАГО

После заключения договора страхования автогражданской ответственности страхователю будет выдан сам договор страхования, полис, квитанция об оплате страховой премии. Если страховка оформлялась в представительстве, клиенту предоставляются оригиналы документов, подписанные уполномоченным лицом и заверенные печатью страховой компании.

При оформлении е-ОСАГО документы будут высланы на электронную почту. Они заверяются электронной подписью страхователя и имеют равную юридическую силу с их оригиналами. Дополнительно заверять ничего не нужно. Их можно сохранить на телефоне или распечатать, чтобы была возможность предъявить при проверке сотрудником ГИБДД. 

Ответы на вопросы 

В какой срок нужно застраховать автомобиль после покупки? В течение 10 дней.
Как рассчитать цену полиса ОСАГО? Воспользуйтесь калькулятором ОСАГО на сайте агрегатора страховок.
Где можно проходить техосмотр в 2021 году? Только на станциях ТО с государственной аккредитацией.

Подведем итоги 

Изменения в ОСАГО происходят постоянно, всем владельцам транспортных средств нужно следить за последними переменами, чтобы вовремя на них реагировать. Иначе можно попасть на штраф.

Что нужно знать сегодня:

  • До октября 2021 года диагностическая карта для оформления ОСАГО не нужна;
  • Кто оформит полис в период с 22 августа по 30 сентября 2021, должен будет в октябре пройти техосмотр и получить диагностическую карту;
  • Езда без полиса влечет штраф в размере 500–800 руб.

Договор ОСАГО

Полная информация о договоре по обязательному страхованию автогражданской ответственности.

Обязательное страхование гражданской ответственности дает возможность автовладельцу избежать финансовых затрат на компенсацию ущерба потерпевшей стороне в случае ДТП.

Рассмотрим, что такое договор ОСАГО, что относится к его объекту и кто является его субъектом. Разберемся, как должен быть составлен, что входит в его содержание и на какой срок предоставляется полис.

Также рассмотрим в статье те случаи, когда в текст соглашения вносятся изменения и порядок этой процедуры.

Договор ОСАГО: субъекты и объекты

По обязательствам, определенным в соглашении, страховая компания возмещает вред потерпевшим в ДТП. Тот, кто приобрел полис, таким образом, избавляется от необходимости оплачивать ущерб. Гражданская ответственность наступает в условиях дорожно-транспортного происшествия и регламентируется условиями договора, которые обязывают страховую компанию возместить вред потерпевшей стороне.

Заключая такой договор по ОСАГО, страхователь (владелец авто) стремится получить возможность покрыть убытки третьего лица. При этом ущерб, понесенный виновником ДТП, по автогражданке возмещен не будет.

Читайте также:  Как составить завещание на наследство и завещать квартиру и другое имущество: образец

Фактически условия стандартного договора ОСАГО дают возможность получить пользу всем лицам, которые участвуют в его оформлении.

Выгоду получает автовладелец, по чьей вине случилась авария (он не тратит свои средства на покрытие убытков), потерпевший (ему оплачивают затраты на лечение и ремонт), страховая компания – от продажи полиса, посредники – брокеры и агенты, которые помогают клиенту и страховщику наладить сотрудничество за определенную плату.

К субъектам страхования автогражданской ответственности относятся следующие лица:

  1. Страховщик. Выдачей полиса может заниматься только аккредитованная организация, которая, у получила лицензию на выдачу полисов обязательного автострахования от РСА. Страховщиком всегда выступает юридическое лицо.
  2. Страхователь. Собственник транспортного средства, который приобретает полис обязательного автострахования. Им может выступать как физическое, так и юридическое лицо;
  3. Выгодоприобретатель. Так сторона, которой в результате аварии был причинен ущерб (касается как здоровья лиц, пострадавших в ДТП, так и дефектов, полученных автомобилем);
  4. Посредник. В его роли могут выступать различные брокерские организации, которые оказывают услуги как страховщику, так и страхователю. Этот субъект не всегда принимает участие в оформлении полиса.
  5. Государственные органы – особый субъект соглашения обязательного автострахования. К нему относятся Центральный банк и фискальные службы, которые занимаются страховым надзором. ЦБ занимается контролем взаимоотношений автовладельца и выбранной им страховой компании. Фискальные органы проверяют правильность налоговых расчетов, своевременно ли выплачено страховое возмещение и пр. Кроме того, сотрудники ГИБДД фиксируют дорожно-транспортные происшествия.

При этом сторонами соглашения выступают только два субъекта:

  • страховщик – компания, предоставляющая полис;
  • страхователь – физическое или юридическое лицо, выбравшее ту или иную СК.

Только они указаны в тексте соглашения, а третьи лица, которые могут впоследствии стать участниками ДТП, в нем не перечисляются.

Обязательное автострахование затрагивает имущественные интересы автовладельцев, связанные с риском причинения вреда участникам дорожного движения и третьим лицам. Это объект ОСАГО. Ущерб, который получил виновник ДТП и его транспортное средство, полис не покрывает. Объект страхования, таким образом, зависит от характера происшествия и участвующих в нем сторон.

Гражданская ответственность по обязательствам соглашения страхования наступает тогда, когда пострадал человек или его авто, при этом автовладелец не является виновником аварии.

Получить компенсацию вреда по полису автогражданки не удастся в следующих случаях:

  • нанесен физический вред здоровью потерпевшего – участника ДТП;
  • пострадавший получил моральный ущерб, в том числе вследствие упущенной выгоды;
  • нанесен вред экологии;
  • автомобиль использовался для соревнований, гонок или учебной езды на специально предназначенной для этого территории;
  • вред здоровью или был автомобилю был причинен транспортируемым грузом (если по условиям соглашения такой риск не был предусмотрен);
  • ущерб получил работник при исполнении профессиональных обязанностей (здесь речь идет об обязательствах социального страхования);
  • убытки связаны с погрузкой/выгрузкой того или иного груза;
  • пострадали предметы, имеющие культурно-историческое значение.
  • Если по закону вред здоровью и имуществу пассажиров возмещается по обычному полису гражданской ответственности перевозчика, то по ОСАГО получить компенсацию также не получится.

Объектом страхования, таким образом, становится гражданская ответственность автомобилиста. По договору ОСАГО возмещается физический и материальный вред, который был нанесен владельцем полиса (и по его вине) потерпевшему. Убытки, связанные с моральным ущербом, определяются в судебном порядке по иску, поданному пострадавшим.

Содержание договора ОСАГО

Рассмотрим, что включает соглашение обязательного автострахования.

В документе содержатся юридические признаки обязательств сторон друг перед другом и дается их определение:

  • консенсуальность. В соглашении перечислены страховые случаи, которые еще не наступили, но которые могут возникнуть по вине страхователя;
  • двусторонность. Соглашение заключается между двумя сторонами – лицом, которое приобретает полис, и страховой компанией;
  • обоюдность. Несмотря на то, что страхование является обязательным, договор ОСАГО с конкретным страховщиком составляется по выбору автовладельца и обоюдному согласию сторон;
  • оплатность. Соглашение предполагает оказание страховой компанией возмездных услуг.

Соглашение должно быть составлен в письменном виде и подписан обеими сторонами. В противном случае он считается ничтожным.

По договору ОСАГО между автовладельцем должно быть достигнуто согласие по следующим пунктам:

  • объект страхования (имущественном интересе и определенном имуществе);
  • характер события, которое будет являться страховым случаем;
  • размер страхового покрытия;
  • срок действия соглашения.

По ОСАГО договор заключается в отношении не только автовладельца, но и тех лиц, которых он указал. К ним относятся граждане, которым разрешено управлять транспортным средством, а также те, кто могут распоряжаться им на законных основаниях. Таким образом, страхование гражданской ответственности касается следующих лиц:

  • страхователя-автовладельца;
  • другие лица, указанные в полисе страхования;
  • те, кому по условиям полиса разрешается водить данную машину (может быть выбрано страхование без ограничения числа этих лиц);
  • другие граждане, которые могут на законном основании пользоваться автомобилем (включая допуск к управлению по доверенности).

Срок действия соглашения

Законом об автогражданке определено время, в течение которого действует отдельный полис. Период, на который выдается документ, составляет от 3 месяцев до одного года. По стандартным условиям полис действует в течение 12 месяцев.

Возможно оформление документа на другой период времени, например, в том случае, если владелец авто – иностранный гражданин. В этой ситуации соглашение может быть заключено на срок его пребывания в России, но не более 5 лет.

Временный полис может использоваться для транспортировки автомобиля к месту регистрации территориальным отделением ГИБДД. Другой вариант – краткосрочное соглашение, чтобы пройти технический осмотр. Машину в этом случае нужно будет поставить на учет в одном из регионов РФ. После прохождения ТО нужно будет перерегистрировать автомобиль и заключить уже стандартный договор ОСАГО.

Перерегистрация необходима также в следующих случаях:

  • если заключена сделка купли-продажи (после нее нужно застраховать транспортное средство в течение 10 дней и поставить его на учет в ГИБДД);
  • из-за вступления в наследственные права у автомобиля сменился владелец;
  • собственник транспортного средства сменил место жительства.

Общая стоимость полиса определяется с учетом коэффициента поправки – 0,5. За счет него цена может быть снижена для тех, кто пользуется своим транспортным средством в определенный сезон в течение года.

Условия договора ОСАГО предполагают, что стоимость полиса определяется в результате перемножения базового тарифа на отдельные коэффициенты:

  • бонус-малус,
  • региональный коэффициент,
  • мощность ТС,
  • число лиц, которые имеют право водить данный автомобиль, стаж вождения каждого из них и прочие параметры.

Подробно рассчитать стоимость полиса поможет онлайн-калькулятор на нашем сайте. Вы можете задать все необходимые параметры и буквально за несколько секунд сделать расчет страховой премии.

Следует учесть, что договор ОСАГО может корректироваться в связи с изменением определенных обстоятельств.

Как вносятся изменения в страховой полис

Формулировки полиса не являются постоянными, в них допускаются определенные исправления, если возникли новые обстоятельства. Текст договора ОСАГО может быть изменен в следующих случаях:

  • владелец авто начинает пользоваться другим автомобилем;
  • меняется срок обязательного автострахования;
  • иное лицо выступает в качестве страхователя того же транспортного средства.

Рассмотрим, как поэтапно меняются условия соглашения:

  1. Возникновение условий (оснований) для внесения корректировок. По закону при наступлении вышеперечисленных обстоятельств страхователь должен незамедлительно уведомить о них страховую компанию.
  2. Автовладелец должен подать письменное заявление о том, что в полисе требуется внести изменения;
  3. В соглашение вносятся изменения с учетом указанных в заявке сведений. Корректировки фиксируются в автоматизированной информсистеме обязательного автострахования. Информация в электронной базе должна быть изменена в течение пяти рабочих дней с того момента, когда был изменен полис.

Есть два варианта корректировки соглашения:

  • Данные вносятся в разделе «Особые отметки», там указываются дата и время, когда появились новые записи. В полисе при этом ставится подтверждающая печать страховой компании
  • страхователю выдается новый документ, а старая версия хранится у страховой компании до момента переоформления полиса. При этом отметка о переоформлении делается как на новом, так и на замененном полисах. Эта услуга не всегда бывает бесплатной, и страховая компания может потребовать от автовладельца дополнительной оплаты.

Важно! Изменение тарифов не отражается на размере страховой премии, уплаченной по действующему соглашению. Размер стоимости действующего полиса меняется только тогда, когда необходимо исправить указанные в нем данные (когда изменились соответствующие обстоятельства).

  1. Внесение или возврат страховой премии. Размер дополнительной оплаты зависит от условий страхового соглашения в соответствии с действующими тарифами. Сумма рассчитывается исходя из тех данных, которые предоставил автовладелец в письменном заявлении или онлайн-заявке еще на стадии оформления полиса. Собственно, это те сведения, которые содержатся в единой информационной базе обязательного автострахования. В зависимости от этих данных определяется, как изменится стоимость полиса. И если она уменьшится, то страхователь получит разницу от страховой компании. Если риск по условиям соглашения увеличивается, собственник авто обязан будет внести дополнительную оплату.

"Памятка для страхователей по вопросам заключения договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств"
(утв. Минфином России)

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  • ПАМЯТКА
  • ДЛЯ СТРАХОВАТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ
  • ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
  • ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Федеральным законом от 25 апреля 2002 г.

N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон об ОСАГО) установлена обязанность владельцев транспортных средств страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

Согласно пунктам 3 и 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

В соответствии с положениями статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации и абзаца восьмого статьи 1 Закона об ОСАГО к договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — договор ОСАГО) применяются положения, установленные для публичных договоров, из чего следует, что страховая организация обязана оказывать услуги в отношении каждого, кто к ней обратится.

Согласно пункту 1.5 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных положением Центрального банка Российской Федерации от 19 сентября 2014 г. N 431-П (далее — Правила обязательного страхования), владелец транспортного средства в целях заключения договора ОСАГО вправе выбрать любого страховщика, осуществляющего обязательное страхование.

При этом страховщик не вправе отказать в заключении договора ОСАГО владельцу транспортного средства, обратившемуся к нему с заявлением о заключении договора ОСАГО (Приложение 2 к Правилам обязательного страхования) и представившему документы в соответствии с Законом об ОСАГО (перечень необходимых для заключения договора ОСАГО документов установлен пунктами 3 и 10 статьи 15 Закона об ОСАГО).

При этом пунктом 2 статьи 16 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» определено, что запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).

То есть в целях заключения договора ОСАГО страхователь вправе обратиться в любую страховую организацию, осуществляющую обязательное страхование, которая не вправе отказать в заключении договора ОСАГО при условии представления страхователем всех необходимых документов, а также не вправе навязывать дополнительные услуги при заключении договора ОСАГО, обуславливая их приобретением возможность осуществления обязательного страхования.

Кроме того, в случае заключения договора добровольного страхования дополнительно к договору ОСАГО, страхователь вправе отказаться от договора добровольного страхования в течение 5 рабочих дней со дня его заключения и вернуть уплаченную страховую премию (согласно положениям Указания Банка России от 20 ноября 2015 г. N 3854-У «О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования»).

  1. При заключении договора ОСАГО необходимо обращать внимание на правильность заполнения заявления о заключении договора ОСАГО, в том числе в части сведений, влияющих на размер страховой премии по договору ОСАГО.
  2. В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона об ОСАГО для заключения договора ОСАГО страхователь представляет страховщику следующие документы:
  3. а) заявление о заключении договора обязательного страхования;
  4. б) паспорт или иной удостоверяющий личность документ (если страхователем является физическое лицо);
  5. в) свидетельство о государственной регистрации юридического лица (если страхователем является юридическое лицо);
  6. г) документ о регистрации транспортного средства, выданный органом, осуществляющим регистрацию транспортного средства (паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт или технический талон либо аналогичные документы);
Читайте также:  Списание наследственного долга

д) водительское удостоверение или копия водительского удостоверения лица, допущенного к управлению транспортным средством (в случае, если договор обязательного страхования заключается при условии, что к управлению транспортным средством допущены только определенные лица);

е) диагностическая карта, содержащая сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств (за исключением случаев, если в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств транспортное средство не подлежит техническому осмотру или его проведение не требуется, либо порядок и периодичность проведения технического осмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации, либо периодичность проведения технического осмотра такого транспортного средства составляет шесть месяцев, а также случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 10 Закона об ОСАГО).

Согласно пункту 4 статьи 15 Закона об ОСАГО по соглашению сторон страхователь вправе представить копии документов, необходимых для заключения договора ОСАГО. В случаях, предусмотренных правилами обязательного страхования, указанные документы могут представляться в форме электронных документов.

В случае заключения договора ОСАГО в виде электронного документа предоставление страхователем документов, указанных в подпунктах «б» — «е» пункта 3 указанной статьи, не требуется.

Страховщики получают доступ к сведениям, содержащимся в указанных документах, путем обмена информацией в электронной форме с соответствующими органами и организациями.

Срок рассмотрения страховщиком заявления о заключении договора ОСАГО действующим страховым законодательством не предусмотрен.

Однако в правилах профессиональной деятельности для страховщиков ОСАГО, утвержденных РСА с учетом рекомендаций Банка России предусматривается обязанность страховой организации заключить договор ОСАГО в день обращения клиента (в случае проведения страховщиком осмотра транспортного средства — не позднее 5 дней со дня обращения) при наличии всех необходимых документов и без приобретения дополнительных услуг.

Договор ОСАГО в соответствии с пунктом 7.2 статьи 15 Закона об ОСАГО также может быть составлен в виде электронного документа.

Создание и направление страхователем страховщику заявления о заключении договора ОСАГО в виде электронного документа осуществляются с использованием официального сайта страховщика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

При этом договор ОСАГО не может быть заключен в виде электронного документа, если сведения, предоставленные страхователем, не соответствуют сведениям, содержащимся в АИС ОСАГО.

После оплаты страхователем страховой премии по договору ОСАГО страховщик направляет страхователю страховой полис, созданный с использованием АИС ОСАГО, в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью страховщика с соблюдением требований Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи».

На официальном сайте РСА содержится информация о страховых организациях, осуществляющих заключение договоров ОСАГО в виде электронных документов (http://www.autoins.ru/ru/e-Polis/rsa-members_e-Polis_resistration/index.wbp).

Необходимые для расчета страховой премии по договору ОСАГО сведения о коэффициенте страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров ОСАГО (далее — коэффициент КБМ), содержатся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 Закона об ОСАГО (далее — АИС ОСАГО), оператором которой является профессиональное объединение страховщиков (Российский Союз Автостраховщиков).

Проверку сведений о коэффициенте КБМ можно осуществить на официальном сайте Российского Союза Автостраховщиков (РСА) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://dkbm-web.autoins.ru/dkbm-web-1.O/kbm.htm). Согласно информации, представленной на сайте Российского Союза Автостраховщиков, в случае несогласия с примененным страховой организацией значением коэффициента КБМ, следует обращаться с соответствующим заявлением в страховую организацию, которая обязана проверить значение коэффициента КБМ в АИС РСА, и если полученное значение КБМ не совпадет с примененным страховщиком, страховщик применяет новое значение КБМ, которое будет учитываться как в текущем договоре ОСАГО, так и в заключаемых позднее.

Кроме того, на официальном сайте РСА можно проверить правильность начисленной страховой премии по договору ОСАГО с помощью Калькулятора ОСАГО (http://autoins.ru/ru/osago/calculator/).

То есть информацию о коэффициенте КБМ и о страховой премии по договору ОСАГО до непосредственного обращения к страховщику, а также в целях проверки правильности начисленной страховщиком страховой премии страхователь может получить, используя официальный сайт РСА в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии со статьей 15.34.

1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необоснованный отказ страховой организации от заключения публичных договоров, в частности, договора ОСАГО, либо навязывание страхователю или имеющему намерение заключить договор обязательного страхования лицу дополнительных услуг, не обусловленных, в частности, требованиями Закона об ОСАГО, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.

По всем случаям уклонения страховщиков от заключения договора ОСАГО, навязывания дополнительных услуг при его заключении, а также в случае неправильного расчета страховщиками страховой премии по договору ОСАГО необходимо направлять соответствующие обращения в Центральный Банк Российской Федерации, осуществляющий на основании пункта 3 статьи 30 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховой надзор, а на основании пункта 6 статьи 9 Закона об ОСАГО — контроль за правильностью расчета страховщиками страховых премий по договорам ОСАГО, а именно в Службу по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Банка России, расположенную по адресу: 107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12, в том числе с приложением соответствующих подтверждающих материалов, свидетельствующих о признаках нарушения страховщиком законодательства Российской Федерации.

С 22 августа 2021 года упрощается порядок оформления осаго

Законодатели готовят изменения в Кодекс об административных правонарушениях.

Уже в августе текущего года начнут действовать изменения в части страхования ответственности собственников авто. В настоящий момент установлено правило: оформление ОСАГО возможно только при условии проведения техосмотра. Такая норма регламентирована федеральным законом «О безопасности дорожного движения».

22 августа порядок страхования будет упрощен. С этой даты требование по обязательному предоставлению диагностической карты при оформлении страховки прекращает свое действие.

То есть если даже диагностической карты у владельца автомобиля нет, страховая компания не вправе отказать в услуге страхования автомобильной гражданской ответственности.
Это не означает, что технический осмотр проводить не нужно. Обязательство по его проведению по-прежнему остается в зоне ответственности автовладельца.

Справка! Если на автомобиль не составлена диагностическая карта, то за управление таким автомобилем законодательство устанавливает штраф в размере 2 000 рублей. Штраф начнет действовать с 1 марта 2022 г.

Договор ОСАГО по своему существу является публичным. Это означает, что стороны должны заключать его (а страховщик, соответственно, оказывать услугу страхования) независимо ни от от каких обстоятельств. Т.е. подписание договора должно быть осуществлено по умолчанию в случае обращения автолюбителя в страховую компанию за данной услугой, отказа быть не может.

Связка «ОСАГО-техосмотр» принесла немало проблем:

  • продажа диагностических карт без проведения осмотра;
  • заключение договора страхования в последний день действия предыдущего техсмотра (после заключения договора осмотр не проводится, как правило) и др.

Для заключения договора страхования по новым правилам владельцу автомобиля нужно предоставить следующий комплект документов:

  1. свидетельство о прохождении регистрации (СТС) или паспорт транспортного средства;
  2. паспорт собственника;
  3. водительские права.

В связи с отменой предоставления техкарты при заключении договора страхования, возможно изменение стоимости полиса. Каждая страховая определяет зоны риска самостоятельно, однако, скорее всего, придется ожидать тенденцию на увеличение стоимости страховки и повышения базового тарифа ввиду повышения уровня риска эксплуатации авто.

Скопировать урл

Распечатать

ОСАГО-2021: самое главное о важных изменениях – Безопасность и страхование – АТИ, Центр: Система грузоперевозок

В России полным ходом идет реформа «автогражданки». Если вы ничего о ней не слышали, то настоятельно рекомендуем ознакомиться с готовящимися изменениями, ведь их реализация приходится как раз на 2021 год.

https://www.youtube.com/watch?v=j35ET1Jkjm4\u0026t=467s

Значительная часть изменений в сфере ОСАГО внедряется в российское законодательство последние полтора года.

В середине 2020 года власти приняли целый ряд поправок в федеральный закон «Об ОСАГО», до реализации которых из-за пандемии COVID-19 дошло только сейчас.

В 2021 году к этим поправкам присоединится ряд других мер, которые так или иначе повлияют на процесс оформления полиса обязательного страхования автогражданской ответственности. Чего же стоит ждать автомобилистам?

Нарушители заплатят больше

Самое главное новшество в работе ОСАГО — изменение принципа расчета коэффициента «бонус-малус» (КБМ). Теперь страховые компании при определении стоимости договора «автогражданки» будут смотреть не только на возраст, стаж водителя и количество ДТП, в которых он стал виновником, но и на число грубых нарушений ПДД.

Это одно из тех нововведений, которые были приняты прошлым летом, но в полную силу заработают лишь в этом году. Благодаря им полис ОСАГО для лихачей должен подорожать. Какие же нарушения ПДД будут влиять на его стоимость? Только самые грубые.

Платить по повышенному тарифу придется тем, кто был лишен водительских прав за езду в нетрезвом виде, а также кого наказали за проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на встречную полосу или превышение разрешенной скорости на 60 км/ч и более.

Причем в «зачет» пойдут исключительно нарушения, зафиксированные неоднократно — то есть более одного раза.

Предполагается, что информацию о нарушителях страховщики будут получать из специальной базы ГИБДД. То есть страховая компания направит специальный запрос в Госавтоинспекцию, получит ответ о конкретном водителе и на основании этого примет решение о применении повышенного коэффициента.

В общем, определенный шаг в сторону справедливости, пусть и шаг этот небольшой. Ведь, во-первых, как мы уже сказали, на стоимость ОСАГО будут влиять исключительно грубые нарушения.

Читайте также:  Отказ от доли в квартире

Тот, кто гоняет, но не подпадает под «лишенческую» статью или перестраивается через несколько полос, заплатит ту же сумму, что и раньше.

Во-вторых, чтобы зафиксированные нарушения сказались на стоимости «автогражданки», водителя обязательно должен остановить инспектор ДПС. «Письма счастья» с камер на цену полиса вообще никак не повлияют.

Наконец, в-третьих, хотя формально нововведения уже приняты, страховщикам еще нужно наладить регламент доступа к базе ГИБДД, а также дождаться соответствующего постановления правительства. Это должно произойти в 2021 году, но когда именно, пока неизвестно.

«Взаимодействие с ГИБДД по обмену данными о грубых нарушениях ПДД сейчас находится в процессе отладки», — рассказали Дрому в пресс-службе Российского союза автостраховщиков (РСА). Там подчеркнули, что наличие неоднократных грубых нарушений станет лишь одним из тарифных факторов, которыми будут пользоваться страховые.

«При этом базовая тарифная ставка по-прежнему определяется в рамках тарифного коридора, который для автомобилей физлиц находится в диапазоне от 2471 до 5436 рублей», — отметили в РСА.

Доплата за некоторые автомобили

Кроме лихачей изменения в ФЗ «Об ОСАГО» затрагивают еще несколько категорий автовладельцев. Во-первых, поправки подразумевают изменения ставок для юридических лиц на автомобили, которые планируется эксплуатировать с прицепами.

То есть за то, чтобы на машинах с прицепами ездили наемные сотрудники, фирмам придется заплатить больше.

Во-вторых, в пункте «г» поправок в Статью 9 Федерального закона сказано, что при определении базовой ставки страховая компания сможет учитывать «иные факторы, существенно влияющие на вероятность причинения вреда при использовании транспортного средства и на потенциальный размер причиненного вреда».

Строго говоря, указание Банка России, позволяющее страховщикам применять такие факторы, характеризующие вероятность наступления страхового случая, заработало еще 5 сентября 2020 года. Что именно к ним относится, решает каждая страховая компания в отдельности.

Можно было бы предположить, что в первую очередь в категорию риска и более дорогих тарифов попадают владельцы спорткаров. Но сами страховщики по своей практике отмечают, что в данную формулировку объединяются различные характеристики автомобилей. «Это не только мощность.

Это может быть и цвет, и марка/модель, и тип ТС, когда, к примеру, речь идет о грузовом автомобиле, на который требуется в/у категории «В». Поэтому выделять исключительно мощность — некорректно. У нас обратная статистика: с учетом обязательного коэффициента ЦБ владельцы мощных (более 150 л.с.

) легковых автомобилей оплачивают полис с повышающим значением 1,6, что уже делает цену вполне достаточной [для страховщика], — рассказал Дрому руководитель сервиса онлайн-страховок Prosto.Insure Артем Климов.

— Вероятнее всего, подорожание ОСАГО может произойти адресно, для наиболее убыточных сегментов — регионов, водителей с высокой аварийностью и типов ТС, которые подтвердили высокую убыточность. Для менее убыточных категорий водителей и ТС, скорее, наоборот, будет заметное снижение стоимости полиса с целью привлечения подобных клиентов», — пояснил эксперт.

В РСА Дрому подтвердили данную практику. Так, средняя цена полиса «автогражданки» после вступления в силу новых правил практически не изменилась и составила 5437 рублей против 5409 рублей годом ранее.

И это несмотря на то, что стоимость так называемой «корзины запчастей» (обновленные справочники средней стоимости автозапчастей, материалов и нормо-часа работ) за год выросла сразу на 23% из-за роста курсов валют.

Таким образом, подобный индивидуальный подход к каждому автомобилисту можно считать скорее благом. По крайней мере, если водитель не часто попадает в ДТП.

Заявка на выплаты онлайн

Также в 2021 году у водителей может появиться возможность оформлять онлайн-заявку на выплаты по ОСАГО. Такая норма содержится в законопроекте, который в декабре 2020 года был принят Госдумой в первом чтении.

Предполагается, что водителю будет необязательно отправлять документы по почте или являться в страховую лично, как сейчас — достаточно будет заполнить специальную форму в интернете. Причем такая форма должна появиться и на портале Госуслуг.

Кроме того, автомобилистам не нужно будет предоставлять свое поврежденное имущество на осмотр — хватит и фотографий и видеосъемки повреждений, отправленных с помощью приложения «Помощник ОСАГО».

Изменения уже поддержали в Российском союзе страховщиков (РСА), предложив их, однако, доработать. 

В частности, в РСА хотят, чтобы на первом этапе норма распространялась только на случаи компенсации материального ущерба и не затрагивала причинение вреда жизни и здоровью.

«Кроме того, повреждения автомобилей в результате ДТП могут носить скрытый характер, а некоторые из них может установить только эксперт. Отдельного исследования требует и вопрос, все ли имеющиеся повреждения были получены в результате конкретной аварии.

Поэтому представляется целесообразным дать страховщику право провести осмотр поврежденного автомобиля, если информация, полученная онлайн, не позволяет определить наличие страхового случая и размер выплаты», — пояснили корреспонденту Дрома в пресс-службе РСА.

Скорее всего, данные предложения найдут свое отражение в тексте законопроекта.

Ожидается, что поправки будут представлены в середине января 2021 года, после чего Госдума рассмотрит законопроект во втором и третьем чтении, а затем — направит в Совет Федерации и на подпись президенту.

Учитывая общий тренд на цифровизацию различных услуг, можно предположить, что новый сервис заработает уже в 2021 году.

Не прошел техосмотр — остался без выплат

Еще одни нововведения связаны не с самим ОСАГО, а с процессом получения диагностической карты. Уже 1 марта 2021 года в России изменятся правила прохождения техосмотра. Теперь водители смогут получить диагностическую карту только после посещения сервиса, авторизованного РСА и ГИБДД. 

Сам техосмотр будет сниматься на камеру, а сотрудники сервиса должны будут в режиме реального времени внести в специальную базу фотографии и информацию об автомобиле и результатах процедуры. То есть техосмотр перестанет быть формальным.

Причем здесь ОСАГО? Все дело в том, что без прохождения техосмотра водители не смогут получить диагностическую карту. А она нужна для оформления полиса «автогражданки». Более того, если у автомобилиста нет действующей диагностической карты, страховая компания может предъявить регрессные требования и отказать ему в выплатах.

Из-за этого, не исключено, что уже в феврале 2021 года водители будут массово обменивать свои диагностические карты на новые.

«Причина этого очень простая: дело в том, что даже в Москве [авторизованные] пункты технического осмотра есть. Но их количество недостаточное, чтобы обеспечить проверку 5 млн автомобилей, — пояснил Дрому координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.

— Думаю, что если водители не найдут “обходные пути”, на пунктах техосмотра будут очереди. Лучше не участвовать в этом эксперименте, подождать до 2022–2023 года и посмотреть, чем это все кончится», — добавил эксперт.

Он также добавил, что для водителей было бы лучше, если бы процедуру техосмотра можно было совместить с плановым техобслуживанием на обычной СТО.

В свою очередь в РСА считают, что процедура техосмотра ужесточается для борьбы с недобросовестными автомобилистами, которые покупают диагностическую карту без реального прохождения техосмотра. Кстати, в скором времени в РФ вернется и штраф за отсутствие техосмотра — 2000 рублей. Правда, заработает он лишь через год после введения новых правил — в марте 2022 года.

Штраф с камеры за отсутствие ОСАГО

Наконец, весьма вероятно, что в 2021 году водителям все же начнут приходить штрафы с камер за отсутствие полиса ОСАГО. Считать так есть несколько причин.

Во-первых, Минюст и МВД планируют дополнить проект нового КоАП нормой, разъясняющей порядок оформления данных штрафов в автоматическом режиме.

Предполагается, что штраф 800 рублей за отсутствие ОСАГО будет оформляться в отношении автомобилиста не чаще одного раза в сутки.

По закону полис ОСАГО должны иметь владельцы всех автомобилей, передвигающихся по территории РФ. Машины, зарегистрированные в других государствах, — не исключение.

Однако на практике часто водители таких ТС просто игнорируют данное требование: штраф за отсутствие полиса ОСАГО составляет всего 800 рублей, а в случае ДТП водитель-иностранец просто предлагает другой стороне деньги наличными.

Примечательно, что штрафы с камер за отсутствие полиса ОСАГО таких водителей фактически не коснутся: срок привлечения к ответственности должников из-за границы составляет всего два месяца, к тому же у Федеральной таможенной службы нет данных об автомобилях, зарегистрированных в странах ЕАЭС.

Во-вторых, систему рассылки «писем счастья» за отсутствие полиса «автогражданки» уже протестировали в августе 2019 года в Москве. Тогда водителям по почте приходили уведомления без штрафов.

Затем эксперимент закончился, а бывший вице-премьер РФ Максим Акимов пообещал, что в первом квартале 2020 года новая система заработает.

Из-за пандемии коронавируса планам не суждено было сбыться, но, учитывая, что информационная система ОСАГО работает, а страна уже научилась жить в условиях пандемии, есть вероятность, что в 2021 году штрафы с камер за отсутствие ОСАГО все же начнут приходить.

«Вся система готова. Скорее всего, в 2021 году все будет запущено в ограниченном режиме и в каком-нибудь отдельно взятом регионе, 

— рассказал Дрому Петр Шкуматов. Одновременно координатор «Синих ведерок» добавил, что контролировать наличие ОСАГО нужно не только у автомобилей, но и у конкретных водителей.

«Очень распространенной стала ситуация, когда в тебя въезжает представитель какой-нибудь среднеазиатской страны, [управляющий] такси без полиса ОСАГО. Потом он заявляет, что не собирается ничего возмещать, предлагает судиться, а сам — уезжает к себе на родину», — пояснил Шкуматов.

Именно против таких автомобилистов, по словам эксперта, камеры, скорее всего, окажутся бессильными.

Добавим, что сейчас в России без полиса ОСАГО эксплуатируется примерно 2–4 млн автомобилей.

Как видите, в 2021 году ОСАГО претерпит целый ряд важных изменений. Однако законопослушным автомобилистам, скорее всего, беспокоиться не стоит: для них по большому счету ничего не изменится, а полис «автогражданки», возможно, даже станет несколько дешевле.

Самое главное, что нужно сделать водителю — следить за действительностью не только полиса ОСАГО, но и диагностической карты.

А вот властям следовало бы позаботиться о том, чтобы «автогражданку» приобретали все автомобилисты — в том числе и те, кто прибыл к нам из-за рубежа.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *