Выморочное имущество порядок оформления в муниципальную собственность

Выморочное имущество порядок оформления в муниципальную собственность

Грамотный учет выморочного и бесхозяйного имущества становится одним из источников дополнительных финансовых поступлений. О том, как построить эффективную модель учета имущества, рассказывает ведущий консультант Департамента развития комплексных решений Компании БФТ Юлия Кулагина.

Выявление и дальнейшее оформление в муниципальную собственность выморочного и бесхозяйного имущества является одной из сложных, но и вместе с тем, приоритетных задач органов местного самоуправления.

ИМУЩЕСТВО КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА

Текущая социально-экономическая ситуация в экономике России отражается и на доходах муниципальных образований, поэтому пополнение доходной части бюджетов муниципалитетов, в том числе за счет бесхозяйного и выморочного имущества, приобретает особую актуальность. Анализ нормативно-правовых актов органов местного самоуправления позволяет сделать вывод о том, что практически все местные власти в той или иной мере заинтересованы в вовлечении в хозяйственный оборот имущества, не имеющего собственника. Однако на практике оформление права муниципальной собственности на бесхозяйное и выморочное имущество складывается непросто, в результате чего не всегда удается достичь конечного результата.

Большинство муниципалитетов имеет ряд объектов, которые можно классифицировать как бесхозяйные и выморочные – это объекты как недвижимые, так и движимые, в числе которых:

  • квартиры;
  • жилые дома;
  • земельные участки;
  • гидротехнические сооружения;
  • металлические гаражи;
  • объекты коммунальной инфраструктуры (водопроводные, тепловые, канализационные сети и прочее);
  • дороги;
  • торговые павильоны и иные.

ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА МАЛОЛИКВИДНОГО, ЛИКВИДНОГО И ЦЕННОГО ИМУЩЕСТВА Основная проблема, с которой сталкиваются местные власти при организации работы с бесхозяйным имуществом – это отсутствие четко выстроенной системы получения оперативной информации о перечисленных объектах. В первую очередь становится известно о малоликвидном имуществе – это заброшенные металлические гаражи, ларьки, рекламные щиты и иные объекты, портящие внешний облик городов, создающие неудобства жителям, становящиеся местом стихийных свалок. Оформление прав на такое имущество осуществляется в судебном порядке. При подаче документов в суд необходимо указать индивидуализирующие признаки такого имущества, а поскольку объекты не подлежат техническому учету, выделить их из массы подобных сложно. Также в суд требуется предоставить доказательства, что собственник такого имущества отказался от него, в связи с чем, необходимо заблаговременно сделать соответствующие запросы в инстанции и определиться со стоимостью такого имущества. В этой связи следует провести рыночную оценку стоимости имущества, затратив средства бюджета на объекты, не являющиеся муниципальной собственностью. Проведение всех вышеперечисленных мероприятий потребует длительного времени, трудозатрат и расходов. В случае же, если орган местного самоуправления может позволить себе выделить для проведения такой работы отдельные трудовые ресурсы, процедура проходит быстрее, однако на практике, в условиях многозадачности, рядовые специалисты загружены большим объемом работы по другим направлениям, что приводит к увеличению сроков оформления такого имущества. В отношении недвижимого имущества, являющегося ликвидным и ценным, самым сложным является процесс его своевременного выявления, поскольку до недавних пор обязанности информирования муниципалитетов о возможном бесхозяйном или выморочном имуществ не были возложены на какие-либо органы. Зачастую первыми о таком имуществе узнают мошенники, которые предпринимают действия по незаконному оформлению прав на бесхозяйное или выморочное имущество. В результате муниципалитеты утрачивают права на имущество либо втягиваются в затяжные судебные процессы, итоги которых не всегда положительны. Потенциально информацией о том что, к примеру, квартира является бесхозяйной или выморочной могут обладать службы, которым поступают платежи за оплату коммунальных услуг, однако большинство организаций, занимающихся обслуживанием коммунального хозяйства, являются коммерческими, ввиду чего не подотчетны органам местного самоуправления, поэтому не всегда заинтересованы в предоставлении информации о бесхозяйном и выморочном имуществе.

Другим источником таких сведений являются:

  • обращения граждан;
  • товарищества собственников жилья;
  • информация, получаемая при осуществлении контрольных функций;
  • информация от участковых уполномоченных полиции.

ПРАВА ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА И ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА Зачастую мероприятия по оформлению прав на бесхозяйное и выморочное имущество не носят системный характер, а имеют хаотичный подход «от случая к случаю». Это происходит ввиду загруженности служб, на которые возложена организация такой работы, отсутствия предоставляемых на регулярной основе сведений от уполномоченных служб, трудоемкости и длительности достижения конечного результата, а также по причине нехватки программного решения, которое смогло бы упорядочить такую работу и обеспечить контроль за этапами осуществляемых мероприятий и их итогами. В связи с хлопотностью процедуры оформления прав на такое имущество и потребностью в некоторых затратах на него некоторые муниципалитеты неохотно ведут такую работу. Одним из доводов, приводимых при отказе от осуществления мероприятий по признанию имущества бесхозяйным – это то, что закон не обязывает органы местного самоуправления обращаться с заявлением о принятии права на бесхозяйное и выморочное имущество. В свою очередь, органы прокуратуры придерживаются иной позиции и полагают, что оформление прав на бесхозяйное и выморочное имущество является обязанностью органов местного самоуправления и не принятие мер по постановке на учет и регистрации прав на такое имущество расценивают как незаконное бездействие со стороны органов местной власти. Анализ судебной практики показывает отсутствие единой позиции по данному вопросу со стороны судов. Так, в Апелляционном определении СК по административным делам Астраханского областного суда от 28 октября 2015 г. по делу № 33а-3508/2015, Апелляционном определении СК по гражданским делам Красноярского краевого суда от 30 октября 2013 г. по делу № 33-10453/2013, Апелляционном определении СК по административным делам Ставропольского краевого суда от 21 января 2014 г. по делу № 33А-84/2014, суды пришли к выводу о том, что поскольку орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, у органа местного самоуправления возникает обязанность обратиться в регистрирующий орган с заявлением о постановке в качестве бесхозяйной тепловой сети, расположенной в границах муниципалитета, и не выполнение обязанности является бездействием со стороны местной власти. В свою очередь, в Апелляционном определении СК по гражданским делам Алтайского краевого суда от 24 февраля 2015 г. по делу № 33-1566/2015, Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 сентября 2010 г. № Ф07-9362/2010 по делу № А21-1250/2008, Постановлении Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 октября 2007 г. № А43-2698/2007-9-111 суды пришли к противоположному выводу о том, что в силу диспозитивного характера норм статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе, но не обязаны обращаться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь. Вместе с тем, большая часть вынесенных на сегодняшний день судебных актов по вопросу бесхозяйного имущества позволяет сделать вывод о том, что оформление прав на бесхозяйное имущество является обязанностью муниципалитетов. Еще одной проблемой для муниципалитетов является вопрос оформления прав на бесхозные объекты коммунального хозяйства, в том числе водопроводные, электрические, тепловые сети, дороги. Зачастую такие объекты были построены в советское время, и документы на них не сохранились, либо остались после банкротств предприятий, которые раньше обслуживали их. Чаще всего эти объекты закреплены на баланс эксплуатирующих организаций, но при этом права надлежащим образом на них не оформлены. В результате чего возникает цепочка нарушений, в том числе нецелевое использование средств, на обслуживание таких сетей, споры на предмет компенсации за потери от эксплуатации сетей, выбора подведомственности организаций при ликвидации аварийных ситуаций на таких объектах. Поскольку признание права на брошенное и не оформленное имущество повлечет дополнительные расходы для органов местного самоуправления, местная власть затягивает процесс оформления прав на него.

Следует отметить, что выработка стратегии по выявлению, учету и оформлению прав на бесхозяйные объекты может позволить муниципалитету решить задачи не только по пресечению негативных последствий, но и пополнить бюджет путем передачи таких объектов в аренду либо концессию. Это также сможет позволить если не получить доходы то, как минимум не нести расходы на их содержание.

Говоря о бесхозяйном и выморочном имуществе, нельзя не затронуть вопрос о бесхозяйных и выморочных земельных участках. Несмотря на большой земельный ресурс в Российской Федерации, большинство земель обременено тем или иным видом прав. Однако много земли является заброшенной, не используемой по целевому назначению, либо правообладатели не торопятся с оформлением прав на нее, тем самым избегая уплаты налогов. И именно органы местной власти в первую очередь заинтересованы в том, чтобы навести порядок в данном вопросе. До недавнего времени законом не устанавливались лица, на которых возложена обязанность предоставлять сведения о бесхозяйном и выморочном имуществе. Вместе с тем, законодатель предпринял меры по восполнению такого пробела. С 1 декабря 2015 года вступили в силу поправки в пункт 1 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и статью 45 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», согласно которым на органы кадастра возложена обязанность уведомлять муниципалитеты об объектах, в отношении которых в течение пяти лет с даты присвоения кадастровых номеров не зарегистрированы права. Такие требования закона также затронут лиц, получивших в наследство имущество, но надлежащим образом его не оформивших, и владельцев, не зарегистрировавших новые объекты, уклонившихся тем самым от уплаты налогов. В свою очередь, муниципалитеты, получив информацию от органов кадастрового учета, смогут инициировать процедуру оформления прав на бесхозяйное имущество в судебном порядке. Соответственно, когда указанная норма заработает на практике, количество информации, которая будет поступать в постоянном режиме, будет достаточно объемной, что потребует введения автоматического учета таких сведений для возможности отслеживания этапов обработки информации. Кроме того, для планирования расходов на мероприятия по техническому учету потребуется системный подход к ведению реестров сведений о таком имуществе, что возможно обеспечить за счет автоматизации этого процесса.

Читайте также:  Зачтется ли в выслугу лет служба в ВС Украины

ПРЕИМУЩЕСТВА ПОДХОДА КОМПАНИИ БФТ

Эксперты Компании БФТ готовы оказать услуги по организации работы по учету бесхозяйного и выморочного имущества, что позволит:

  • выстроить эффективную модель принятия на учет, оформления прав на бесхозяйное и выморочное имущество;
  • создать отлаженную информационную систему, позволяющую отслеживать этапы оформления прав, а также контролировать сроки, на всех этапах;
  • выявить скрытые резервы в части неналоговых доходов местных бюджетов;
  • оптимизировать трудозатраты специалистов ОМСУ.

Дополнительную информацию Вы можете получить, обратившись в Департамент регионального развития Компании БФТ:

е-mail: bft@bftcom.com

тел./факс: (495)784-70-00

Вы можете направить все интересующие Вас вопросы по теме оформления прав на бесхозяйное и выморочное имущество Эксперту БФТ:

Выморочное имущество порядок оформления в муниципальную собственность

Как оформить в собственность муниципалитета выморочное имущество

Как правило, после смерти человека остается его собственность и денежные накопления, которые наследуют правопреемники, назначенные им в завещании или определяемые по закону.

Если никто не заявил о своем праве на наследство или его часть, формируется выморочное имущество. Подобное наследство предусмотрено в ст. 1151 ГК РФ.

Расскажем, каков порядок оформления выморочного имущества в муниципальную собственность.

Что такое выморочное имущество

Собственность наследодателя может стать выморочным имуществом в следующих случаях:

  • отсутствие правопреемников по завещанию или по закону;
  • наследники признаны недостойными по решению суда;
  • наследники утратили право на имущество по решению суда;
  • правопреемники отказались от наследства без указания лиц, к которым переходит их право;
  • все правопреемники отказались от наследства.

Государство не может отказаться от выморочного имущества. Оно автоматически становится наследником, если правопреемников не оказалось. Переход собственности наследодателя к муниципалитету или государству осуществляется как есть – с обременениями и долгами.

https://www.youtube.com/watch?v=_BajLFxlgc8

Абсолютно любая собственность наследодателя может стать выморочным имуществом. Этим статусом могут обладать не только недвижимость, автомобиль или другая собственность на особом учете. Государство также получит личные вещи, мебель, ценные бумаги, бизнес и т.д.

Исключением будут активы и обязательства, напрямую связанные с личностью наследодателя. К примеру, это алименты и авторское право.

Как признать имущество выморочным

Переход имущественных объектов в статус выморочных возможен только в том случае, если других претендентов на наследство среди физических лиц нет. Например, такое может произойти, если ни один из потенциальных наследников любой очереди не обратился с заявлением к нотариусу, который ведет наследственное дело.

Если в дальнейшем появится наследник из числа физических лиц, он сможет восстановить свои права. Однако при этом необходимо соблюсти рамки по срокам, предусмотренные законодательно. Срок исковой давности по наследственным делам составляет три года с момента, когда правопреемник узнал о наличии наследства и своих правомочиях на него.

Официально имущество признается выморочным, когда произойдет переход права собственности на него к государству или муниципалитету с прохождением регистрации в органах Росреестра.

Процесс реализации недвижимости, ценных бумаг и прочих объектов наследования не имеет подробного разъяснения в нормативно-правовых актах.

Субъекты федерации вправе устанавливать свои процедуры и регламент относительно управления и реализации выморочного имущества.

Выморочное имущество порядок оформления в муниципальную собственность

Способы оформления выморочного имущества

В соответствии с нормами, предусмотренными в ст. 1151 ГК РФ, в зависимости от разновидности выморочного имущества его собственниками могут стать:

  • муниципальные, поселковые и городские органы государственной власти;
  • субъекты федерации и города федерального значения (Москва, Севастополь, Санкт-Петербург);
  • Российская Федерация.

Если речь идет о недвижимом имуществе, то сразу после того, как оно перейдет во владение городских и муниципальных органов, объекты перейдут в жилищный фонд, который в дальнейшем будет предназначен людям, стоящим в очереди на получение жилья по договору социального найма.

Действующее законодательство исключает возможность отказа государства или его органов от наследования выморочного имущества. Согласия на вступление в права собственности в этом случае не требуется. Предусмотренный срок для вступления в наследство также игнорируется.

Наследование выморочного имущества может происходить в судебном или в административном порядке. Внесудебный порядок предусматривает следующий алгоритм:

  1. Уполномоченный специалист муниципалитета обращается в нотариальную контору, занимающуюся конкретным наследственным делом.
  2. Нотариусу предъявляется свидетельство о смерти или решение суда о признании гражданина умершим, также перечень имущества с оценкой его стоимости.
  3. Предоставляются документы-основания для подтверждения того, что наследственная масса является выморочным имуществом. Это может быть решение суда о признании наследников недостойными, их отказ от принятия имущества и т.д.
  4. Нотариус выдает свидетельство о праве собственности без уплаты государственной пошлины и прочих сборов.
  5. Имущество проходит процедуру государственной регистрации в отделении Росреестра по месту нахождения недвижимости.

Если статус выморочности невозможно обосновать документально или возникают какие-либо сложности, вступление в наследство происходит в судебном порядке. Для этого подается исковое заявление, в котором подробно прописывается, почему имущество следует признать выморочным.

Решение суда становится основанием, по которому нотариус обязан выдать свидетельство о вступлении в права наследования или посодействовать в оформлении имущества в собственность государства или муниципалитета.

Пока имущество не оформлено, за его сохранность отвечает налоговый орган по месту расположения наследственной массы. ФНС будет распоряжаться недвижимостью до ее передачи по договору социального найма гражданам, которые стоят в очереди, либо до момента реализации объектов с торгов.

Сроки признания выморочности

Чтобы вернуть недвижимость необходимо обратиться с решением суда и с заявлением о государственной регистрации права собственности в Росреестр. Если уполномоченные сотрудники выяснили и удостоверились, что на наследственную массу нет претендентов, то заявление о вступлении в права можно подавать по прошествии полугода после смерти наследодателя.

Законодательно не ограничивается срок, в течение которого имущество может быть признано выморочным. Эта процедура может затянуться на несколько лет.

Если подразумевается, что наследование имущества будет происходить по закону, то близкие родственники умершего гражданина должны написать заявление нотариусу о принятии наследства в течение полугода с даты смерти. Если наследников не обнаружится, то срок принятия продляется еще на три месяца. В этом время заявить о правах на имущество могут наследники последующих очередей.

Может быть так, что потенциальные наследники проживают в других регионах или даже странах. В этом случае они могут не иметь связей с родственниками длительное время, соответственно, узнать об их смерти и о наследстве оперативно также не получится. Порой наследники узнают о наследственной массе только спустя несколько лет.

В подобной ситуации наследник может восстановить свое право на наследство в судебном порядке. Если решение суда будет положительным (в пользу наследника), то вся собственность, перешедшая к государству или муниципалитету, возвратится к законному правопреемнику.

Выморочное имущество порядок оформления в муниципальную собственность

Процесс оформления выморочного имущества в муниципальную собственность

Органы муниципалитета прежде чем обращаться в нотариальную контору с соответствующим заявлением обязаны предпринять все меры по оповещению потенциальных наследников о принятии имущества (или его части). Оповещение происходит посредством публикации в СМИ. В печатных изданиях публикуется объявление о том, что собственность определенного лица переходит в статус выморочного.

Если никто из правопреемников не откликнется и не объявит об имущественных правах, соответствующий комитет муниципального образования передаст заявление в суд или в нотариальную контору. После этого издается свидетельство о праве на наследование выморочного имущества. Выданный документ становится основанием для обращения в Росреестр для регистрации.

Одновременно с этим будет произведена оценка имущества органами ФНС. Они ответственны за сохранность и учет подобных имущественных объектов.

Если после того, как муниципалитет оформит собственность на себя, объявятся законные наследники, они вправе вернуть имущество. Для этого потребуется подать исковое заявление в суд. Алгоритм действий при этом будет таким:

  1. Восстановление пропущенного срока вступления в права наследования с обоснованием пропуска уважительными причинами.
  2. Предоставление документов, доказывающих, что причины пропуска были действительно уважительными.
  3. Получение одобрение судебного органа для продления срока.
  4. Получение судебного решения, на основании которого произойдет возврат имущества из собственности муниципалитета во владение заявителя.

После возврата собственности законному правопреемнику ранее выданное свидетельство о праве собственности аннулируется.

Если вернуть имущество в натуре невозможно (к примеру, дом был снесен или недвижимость продана с торгов), наследник получит компенсацию в денежном эквиваленте.

Если недвижимость и прочие активы не были реализованы, то возврат производится налоговым органом в течение 10 дней с момента подачи заявления.

Нередки ситуации, когда после смерти наследодателя и отсутствия оформленного завещания, его собственностью продолжают пользоваться граждане, не имеющие законных прав. В подобных ситуациях целесообразно обратиться в суд.

При возникновении сложностей обращайтесь за юридической консультацией. Получить бесплатную правовую помощь можно на нашем сайте. Задайте вопрос эксперту в специальном окне.

Читайте также:  Выплата заработной платы при ликвидации НПФ

Теперь вы знаете, как происходит оформление выморочного имущества в муниципальную собственность. Если вы столкнулись с тем, что ваше наследство стало выморочным, обязательно получите консультацию юриста прежде чем действовать.

Наследование выморочного имущества

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Статьи по Наследству » Наследование по закону » Наследование выморочного имущества

  • Наследование выморочного имущества, как юридическая процедура, регулируется нормами ГК РФ и иными законами.
  • Содержание
  • Согласно установленным правилам действующего ГК РФ, имущество наследодателя является выморочным в том случае, если отсутствуют наследники по закону – претенденты на данное имущество. Помимо физического факта отсутствия наследников, выморочное имущество появляется и в тех случаях, если:
  • все ранее существовавшие наследники, по каким-либо причинам, были лишены законного права претендовать на любое имущество из наследственной массы;
  • все наследники дали добровольный отказ на принятие наследственного имущества.

Список вышеперечисленных обстоятельств является исчерпывающим. Во всех остальных случаях выморочное имущество возникать не может.

Понятие выморочного имущества включает в себя абсолютно любые виды имущества, которое являлось собственностью наследодателя при жизни и может быть передано в качестве наследства.

Таким имуществом является движимая и недвижимая собственность, а также иные ценности – бумаги, акции, различные коллекции и т.д.

Схема наследования выморочного имущества будет несколько отличаться от стандартного порядка, однако, все основные этапы, режим и виды действий остаются неизменными.

Нужна помощь юриста по наследству?

Субъект наследования и право собственности на выморочное имущество

Выморочное имущество является особым видом собственности и занимает отдельное место в общей массе наследства. Порядок наследования, регулирования и учета выморочного имущества государством во многом будут зависеть от того, какое именно имущество образует состав наследства.

Юридическая практика показывает, что, в большинстве случаев, в виде выморочного имущества выступает недвижимая собственность, а именно – жилое помещение. В таком случае, непосредственным субъектом наследования будет выступать муниципальное образование, точнее его представитель по доверенности, на территории которого было расположено недвижимое имущество.

Переход выморочного имущества в собственность регулируется правилами ГК РФ.

Согласно действующему закону, наследование выморочного имущества, то есть его передачи и переход в муниципальную собственность может быть осуществлен не ранее, чем в установленный срок — 6 месяцев с даты непосредственного открытия наследства.

После того, как переход и оформление выморочного имущества в собственность муниципального образования были завершены, данное недвижимое имущество, на основании распоряжения и последующей передачи, становится на учет и включается в общий жилищный фонд социального использования. Его обратный возврат не предусмотрен.

Другое выморочное имущество, например, движимое, в установленный законом срок, переходит в собственность Российской Федерации.

В дальнейшем может быть осуществлена реализация выморочного имущества, денежные средства от которой, согласно закону, в установленный срок, с помощью передачи, перечисляются на счет соответствующего бюджета муниципального образования.

Отдельным пунктом в списке субъектов наследования выморочного имущества, а также его регулирования, по закону упоминаются два города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург.

Порядок и особенности наследования выморочного имущества

Установленный законом порядок наследования и регулирования при выморочном имуществе несколько отличается от обычной схемы.

Основные особенности наследования выморочного имущества заключены, прежде всего, в том, что оно может быть унаследовано исключительно по закону.

При наличии завещания, движимое и недвижимое  имущество не может быть выморочным, так как оно изначально было завещано другим лицам и его возврат государству является невозможным.

Принятие выморочного имущества и его оформление в собственность государством по закону может быть как судебным, так и внесудебным.

Внесудебный режим предполагает обращение в нотариальный орган, подачу соответствующего заявления и последующее признание права собственности. Однако до обращения, муниципальное образование должно подтвердить тот факт, что данное движимое либо недвижимое имущество действительно является выморочным.

Судебный порядок является необходимой правовой мерой в том случае, если подтверждению выморочности той или иной собственности препятствуют определенные обстоятельства и проблемы.

В большинстве случаев, представитель муниципального образования обращается в суд по доверенности, преследуя две основные цели: признание имеющегося имущества выморочным и одновременное оформление его в собственность муниципального органа.

При этом основополагающим фактором является именно признание выморочности того или иного наследства, так как только после данной процедуры по закону допускается оформление права собственности на движимое и недвижимое имущество.

Еще одной особенностью при наследовании выморочного имущества по закону является тот факт, что на него не может быть распространен срок исковой давности.

То есть, представитель муниципального образования по доверенности может абсолютно в любой момент обратиться к нотариусу, подав соответствующее заявление о признании права собственности.

При этом нотариус по закону не имеет права выдавать отказ на том основании, что допустимый срок давности является пропущенным.        

Проблемы наследования выморочного имущества и отказ от наследования

Отказ от наследования обычного имущества, не являющегося выморочным, является достаточно обычной и распространенной практикой. Однако по закону, отказ от принятия выморочного имущества государством не является допустимым.

Это значит, что выморочное имущество рано или поздно автоматически становится правовой собственностью субъекта РФ, либо муниципального образования. Наследование выморочного имущества может быть осуществлено только после того, как пройдет установленный срок для вступления в наследство.

Государство не может дать свой отказ на принятие наследства вне зависимости от конкретной стоимости данного наследства, от его значимости и т.д.

Порядок наследования и учета выморочного имущества регулируется текущим законодательством РФ.

Основные проблемы наследования выморочного имущества заключаются в отсутствии достаточного количества юридической практики в данном вопросе.

Выморочное имущество является достаточно специфическим типом правовой наследственной собственности. Огромное количество проблем возникает еще при признании и подтверждении факта выморочности.

Помимо этого, серьезные трудности могут возникнуть и в таких ситуациях, когда наследник – физическое лицо, не вступил вовремя в установленные сроки в свои наследственные права, и движимое либо недвижимое имущество перешло в категорию выморочного.

Причины такой ситуации могут быть достаточно банальны, например, лицо просто не знало о факте открытия наследства по закону, соответственно срок давности был пропущен не по вине наследника.

Результатом этого становится отказ во вступлении в наследственные права и возврат искового заявления обратившегося лица.

Образец иска о признании имущества выморочным

Нередко правовой режим выморочного имущества необходимо подтверждать в судебном порядке. Его признание таковым может быть осуществлено только после того, как подтвердился факт отсутствия потенциальных наследников умершего наследодателя.

В суд может обратиться представитель заинтересованного лица по доверенности – как правило, в роли него выступают работники муниципальных органов. Форма и содержание доверенности должны полностью отвечать действующим требованиям.

При несоответствии доверенности установленным нормативам, суд может осуществить возврат и вынести отказ в принятии иска.

Исковое заявление о признании выморочности имущества подается в письменном виде после того, как истек срок давности, в который наследники могли заявить о себе.

Образец искового заявления следует предварительно изучить, иначе суд может вынести правовой отказ в принятии иска. Отказ может быть вынесен по причине нарушения установленной формы документа, либо его подачи не в тот судебный орган. Образец иска содержит все необходимые сведения, которые должны указываться в документе.

В заявлении следует указать причину обращения в суд, подробно описать имущество, которое требуется признать выморочным. Данные об имуществе должны быть изложены в полном объеме.

Помимо этого, обязательно следует разъяснить суду сложившуюся ситуацию, при которой у умершего наследодателя не осталось ни одного наследника.

Например, если кто-то из наследников был признан государством недостойным, о данном факте обязательно следует упомянуть, включив в текст дату признания и номер судебного решения или распоряжения. Здесь же обязательно следует разъяснить причины и указать все сроки давности.

В конце иска нужно указать одно либо несколько требований, например, признание выморочности имущества и последующее оформление права собственности на данное выморочное имущество.

Если все действия истца были произведены верно, суд меняет правовой режим имеющегося наследства на выморочное. В противном же случае судебный орган может вынести свой отказ, не меняя имеющийся режим имущества.

Данный отказ может быть оспорен государством в установленный срок давности.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Услуги по оформлению наследства

Ко мне очень часто обращаются с вопросом, как поступить в следующей ситуации: в квартире или жилом доме два сособственника (не являющиеся родственниками), владеющие этим имуществом на праве долевой собственности (к примеру: по ½ доли у каждого).

Один из собственников умер много лет назад, и у него нет наследников, как по завещанию, так и наследников по закону, которые призывались бы к наследованию в порядке очередности.

Что происходит с долей умершего наследодателя, что с ней делать и можно ли претендовать второму собственнику на долю умершего?

Для начала необходимо отметить следующее: ст. 1151 ГК РФ устанавливает, что если нет наследников как по закону (в частности, все наследники отказались от имеющегося наследства, они отстранены от наследства или не имеют права наследовать и т.д.), а также нет наследников по завещанию, то имущество умершего (наследодателя) считается выморочным.

Выморочное имущество в силу вышеуказанной нормы права переходит в порядке наследования в собственность муниципалитета, в котором данный жилой дом или квартира расположены, а если, к примеру, они расположены в городе Москва, а также в Санкт-Петербурге, то в собственность этого города. При наличии иного выморочного имущества, оно переходит в порядке наследования по закону непосредственно в собственность РФ.

Читайте также:  Поставщик не поставил товар вовремя

Выдача РФ как наследнику свидетельства о праве наследования выморочного имущества осуществляется в общем порядке, предусмотренном для выдачи свидетельств о наследстве любому другому наследнику (абзац 3 п. 1 ст. 1162 ГК РФ).

Однако, как показывает практика, Российская Федерация не всегда обращается к нотариусу с соответствующим заявлением о выдаче свидетельства о праве наследования на выморочное имущество.

Что же предпринять в данной ситуации? Если второй сособственник квартиры или дома не является родственником (т.е.

наследником любой очереди, из восьми предусмотренных законом) наследодателя, то получить в собственность вторую половину имущества (½ доли в праве) фактически не представляется возможным, поскольку как указано выше, это имущество является выморочным и автоматически становится собственностью РФ.

Конечно, можно попробовать обратиться в суд с иском о признании за вторым собственником права собственности на долю в праве в порядке приобретательной давности (ст.234 ГК РФ), если прошло достаточно времени, для обращения с подобными требованиями в суд.

Однако, во-первых, суды в подобных случаях всегда руководствуются разъяснениями, изложенными в п. 15 совместного Постановления Пленума ВАС РФ № 22 и Пленума ВС РФ № 10 от 29.04.2010г.

, в соответствии с которыми при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности учитывается, что давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности.

Во-вторых, суды просто напросто отказывают в удовлетворении заявленных требований, в связи с тем, что второй собственник не является наследником умершего (второго собственника), что чаще всего происходит.

Ниже приведена судебная практика по подобным делам.

Апелляционное определение Тверского областного суда от 24.04.2012 по делу № 33-1297

В удовлетворении иска о признании права собственности на долю жилого дома в порядке приобретательной давности отказано правомерно, так как истец наследником умершего ни по закону, ни по завещанию не является, наследство в установленном законом порядке принято не было, принадлежащая умершему доля в праве собственности является выморочным имуществом, приобретение ее в порядке приобретательной давности невозможно.

***

Определение Московского городского суда от 28.10.2011 по делу № 33-34912

Дело о признании права собственности на долю жилого помещения в силу приобретательной давности и встречном иске о признании за городом права собственности на выморочное имущество направлено на новое рассмотрение, так как обстоятельства, связанные с оформлением выморочного имущества и переходом имущества по наследству городу Москве, судом не проверены.

***

Выморочное имущество порядок оформления в муниципальную собственность

Особенности наследования выморочного имущества муниципальным образованием

Проблемы, с которыми сталкиваются муниципалитеты при оформлении прав на выморочное имущество, не теряют своей актуальности. В связи с этим следует рас­смотреть этот вопрос с практической точки зрения в совокупности с позицией за­конодателя.

Наследственное право является конституционным (п. 4 ст. 35 Конституции РФ). Правовое регулирование отношений, связанных с переходом наследственного иму­щества, осуществляется сегодня преимущественно ч. 3 Гражданского кодекса РФ (далее-ГК РФ).

В силу ст. 1110 ГК РФ наследование является универсальным правопреемством. Из анализа ст.

1151 ГК РФ следует, что все имущество, входящее в наследственную массу, можно разделить на жилые помещения, земельные участки, долю в праве общей долевой собственности на объекты недвижимого имущества и иное.

По мнению боль­шинства юристов, при такой законодательной позиции муниципальное образование следует относить к сингулярному правопреемнику, так как муниципальное образо­вание наследует только отдельные права и обязанности.

Нельзя забывать о том, что муниципальное образование не может относиться к един­ственному наследнику. Российская Федерация всегда будет выступать в роли сонаслед­ника и, как следствие, нести солидарную ответственность по долгам наследодателя.

В общем виде наследование определяется как переход имущества умершего (наследодателя) к другим лицам (наследникам). В тех случаях, когда отсутствуют наследники по завещанию и по закону, имущество умершего следует считать выморочным.

К причинам, когда имущество не было унаследовано наследниками, относят:

  • физическое отсутствие всех возможных наследников по закону и по за­вещанию;
  • если никто из наследников не имеет права наследовать или все наследни­ки отстранены от наследования. Как следует из ст. 1117 ГК РФ, наследства могут быть лишены лица, которые в отношении наследодателя или же его на­следников совершили противоправные деяния, а также лица, которые совер­шали действия, способствующие увеличению своей доли наследства (или доли других лиц) в наследуемом имуществе. Однако данные обстоятельства должны быть подтверждены в судебном порядке;
  • если никто из наследников не принял наследства. Принятие наследства -одностороннее действие гражданина, имеющего право на наследство, которое направлено на приобретение всего комплекса прав и обязанностей наследода­теля. Следовательно, если законодательно установленные действия по принятию наследства наследником не совершены, считается, что наследник не принял на­следство;
  • если наследники отказались от наследства и при этом никто из них не ука­зал, что отказывается в пользу другого наследника. В данном случае также имеет место действие наследника, направленное на отказ от наследства без указания иных наследников, в чью пользу совершается отказ.

При наличии указанных обстоятельств имущество автоматически приобретает статус выморочного в силу закона, при этом не требуется принятия судебного или иного акта, а также не имеет значение, по какой причине никто из наследников не может принять наследство.

Вместе с тем основания, по которым имущество может быть признано вымороч­ным, устанавливаются лишь по истечении определенного периода времени.

Надо полагать, что это время необходимо для розыска наследников, выяснения факта их отсутствия, подтверждения недостойности наследников и отсутствия у них права на наследство либо выяснения иных обстоятельств.

В то же время следует отметить, что закон не предусматривает специального срока, в течение которого должен быть ре­шен вопрос о возможности признания имущества выморочным.

По общему правилу выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации. Это логично, потому как именно государство выступает гарантом права наследования в соответствии с Конститу­цией РФ. Однако согласно ст.

1151 ГК РФ наряду с Российской Федерацией к специ­альным субъектам наследственных прав в отношении выморочного имущества от­носятся также субъекты РФ, города федерального значения и муниципальные об­разования: городские и сельские поселения, муниципальные районы в части межселенных территорий и городские округа.

Все перечисленные субъекты наряду с правом приобретения выморочного имущества несут в соответствии с нормой п. 1 ст. 1175 ГК РФ и ответственность по долгам наследодателя в пределах стоимости наследственного имущества.

Такая ответственность наступает только после пере­хода такого имущества в собственность Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования.

Таким образом, правовым последствием признания имущества выморочным является его переход в порядке наследования по закону в собственность публично­го образования. Этот переход имеет и публично-правовое значение.

Во-первых, ис­ключается бесхозяйность наследства. Во-вторых, переход выморочного имущества в виде жилых помещений в муниципальную собственность частично решает про­блему нехватки жилья, предоставляемого по договору социального найма.

Сегодня гражданское законодательство содержит перечень выморочного иму­щества, которое в порядке наследования по закону переходит в собственность му­ниципального образования, на территории которого оно находится. В соответствии со ст.

1151 ГК РФ в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящее­ся на соответствующей территории:

  • жилое помещение; в земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества;
  • доля в праве общей долевой собственности на указанные объекты недвижимо­го имущества.

Правовое регулирование

Отсутствие специальных законов, регламентирующих вопросы наследования выморочного имущества, не является препятствием для его перехода в собственность муниципального образования. И все же на практике немаловажное значение имеет вопрос о том, какими нормативными актами следует руководствоваться при пере­ходе выморочного имущества.

До 2001 г. выморочное имущество приобреталось в соответствии с положениями нормативных правовых актов 1980-х гг. С принятием Федерального закона от 26.11.

2001 № 147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» и до приведения законов и иных правовых актов, действующих на терри­тории Российской Федерации, в соответствие с ч.

3 ГК Рф законы и иные нормативные акты Российской Федерации, а также акты законодательства СССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены российским законодательством, применяются, если они не противоречат ч. 3 ГК РФ.

Кдокументам нормативного и ненормативного характера, которые могут сегод­ня применяться при переходе выморочного имущества к публично-правовому об­разованию, относят:

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *