Выплаты военнослужащему-контрактнику при травме

Страховые выплаты военнослужащим осуществляются в соответствии с законом об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих. Ссылка Сам военнослужащий никаких договоров страхования не заключает, за него это делают федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная служба, служба. Например, Министерство обороны РФ, являясь Страхователем, заключает договор со страховой компанией — Страховщиком, которая должна иметь соответствующую лицензию. На сегодняшний день Страховщиком для МО РФ является страховая компания «Росгосстрах».

Кто является получателем страховых выплат?

Страховое возмещение получает сам военнослужащий – Выгодоприобретатель, а в случае его смерти (гибели) — следующие лица:

  • супруга (супруг), состоявшая (состоявший) на день гибели (смерти) застрахованного лица в зарегистрированном браке с ним;
  • родители (усыновители) застрахованного лица;
  • дедушка и (или) бабушка застрахованного лица при условии, что они воспитывали и (или) содержали его не менее трех лет в связи с отсутствием у него родителей;
  • отчим и (или) мачеха застрахованного лица при условии, что они воспитывали и (или) содержали его не менее пяти лет;
  • несовершеннолетние дети застрахованного лица, дети застрахованного лица старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, его дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях;
  • подопечные застрахованного лица.

Событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам, называется страховым случаем.

Страховые случаи

гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов; Положено ли военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, страховое возмещение в случае признания его негодным или ограниченно годным к военной службе при увольнении? Этот вопрос часто задают на различных форумах. Увы, но такое страховое возмещение предусмотрено только для:

  • военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
  • гражданина, призванного на военные сборы на воинскую должность, для которой штатом воинской части предусмотрено воинское звание до старшины (главного корабельного старшины) включительно.

Страховые выплаты военнослужащим в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, — 2 000 000 рублей выгодоприобретателям в равных долях; в случае установления застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов: инвалиду I группы — 1 500 000 рублей; инвалиду II группы — 1 000 000 рублей; инвалиду III группы — 500 000 рублей; в случае получения застрахованным лицом в период прохождения военной службы, службы или военных сборов тяжелого увечья (ранения, травмы, контузии) — 200 000 рублей, легкого увечья (ранения, травмы, контузии) — 50 000 рублей; в случае увольнения военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, с военной службы, отчисления гражданина, призванного на военные сборы на воинскую должность, для которой штатом воинской части предусмотрено воинское звание до старшины (главного корабельного старшины) включительно, с военных сборов в связи с признанием их военно-врачебной комиссией не годными к военной службе или ограниченно годными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы или военных сборов, — 50 000 рублей.

Выплаты военнослужащему-контрактнику при травме

Что значит «заболевание получено в период военной службы»? Если заболевание возникло у освидетельствуемого в период прохождения военной службы (приравненной службы), службы в органах и организациях прокуратуры, военных сборов либо в указанный период имело место прогрессирование (утяжеление течения) заболевания, возникшего до призыва на военную службу, военные сборы, поступления на военную службу (приравненную службу) по контракту, службу в органы и организации прокуратуры, а также при хроническом, медленно прогрессирующем заболевании, диагностированном после увольнения с военной службы (приравненной службы), службы в органах и организациях прокуратуры, если медицинские документы и особенности течения заболевания позволяют отнести начало заболевания к периоду прохождения военной службы (приравненной службы), службы в органах и организациях прокуратуры, военных сборов;

Кто определяет, что заболевание, получено в период прохождения военной службы?

Определение причинной связи увечий (ранения, травмы, контузии), заболеваний военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников, граждан, проходивших военную службу и приравненную службу, военные сборы, и прокурорских работников отнесено к компетенции Военно-врачебных комиссий, которые указывают причинную связь в заключении ВВК. Ссылка

Какие документы нужны для получения страховой суммы?

Перечень документов – в зависимости от того, какой именно страховой случай произошёл, — установлен Ссылка

К кому необходимо обратиться за получением страховой выплаты?

Для принятия решения о выплате страховых сумм военнослужащим и другим выгодоприобретателям по обязательному государственному страхованию документы оформляются организациями, в которых находится на хранении личное дело (учетно-послужные документы) застрахованного лица:

  • воинскими частями;
  • военными комиссариатами.

Примечание: В случае расформирования воинской части документы, необходимые для принятия решения о выплате страховых сумм, оформляются и направляются страховщику через воинскую часть — правопреемника, а в случае его отсутствия — через военный комиссариат по месту жительства застрахованного лица. Направляемые страховщику копии документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы, заверяются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации — должностным лицом воинской части (военного комиссариата), подпись которого заверяется печатью установленного образца.

Порядок организации в МО РФ обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих определён

Приказом МО РФ от 24 декабря 2015 г. N 833 «Об организации в РФ обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих вооруженных сил российской федерации и граждан, призванных на военные сборы»

Ссылка

Где взять формы документов?

Формы документов:

  • Справка об обстоятельствах наступления страхового случая при гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, военных сборов;
  • справка об обстоятельствах наступления страхового случая при установлении застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, военных сборов;
  • справка об обстоятельствах наступления страхового случая при получении застрахованным лицом в период прохождения военной службы, военных сборов тяжелого или легкого увечья (ранения, травмы, контузии);
  • справка об обстоятельствах наступления страхового случая при увольнении военнослужащего, проходящего военную службу по призыву (гражданина, призванного на военные сборы), в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным или ограниченно годным к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, военных сборов;
  • заявления военнослужащего, установлены:

Приказом МО РФ от 24 декабря 2015 г. N 833 «Об организации в РФ обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих вооруженных сил российской федерации и граждан, призванных на военные сборы» Ссылка Какие увечья относятся к тяжёлым и лёгким? Перечень увечий (ранений, травм, контузий), относящихся к тяжелым или легким, при наличии которых принимается решение о наступлении страхового случая у застрахованных по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, установлен

Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. N 855 «О мерах по реализации федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих…»

Ссылка

В какой срок происходит выплата страхового возмещения?

Выплата страховых сумм производится страховщиком в 15-дневный срок со дня получения документов, необходимых для принятия решения об указанной выплате. В случае необоснованной задержки страховщиком выплаты страховых сумм страховщик из собственных средств выплачивает выгодоприобретателю неустойку в размере 1 процента страховой суммы за каждый день просрочки.

Индексация страховых сумм

Размер указанных страховых сумм ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных страховых сумм принимается Правительством Российской Федерации. Указанные страховые суммы выплачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой суммы. Группы «Военный адвокат»:

Страховые выплаты в армии и военнослужащим по контракту при травме и инвалидности в 2021 году

В России страховые выплаты военнослужащим при травме или смерти осуществляются в размере, установленном законодательством в текущем периоде. Суммы отличаются в зависимости от степени тяжести увечий, а также особенностей службы – в армии или по контракту.

Читайте также:  Узнать банк по номеру расчетного счета: как определить в 2021 году

Выплаты военнослужащему-контрактнику при травме

Принципы обязательного страхования военнослужащих РФ прописаны в Федеральном законе от 28.03.1998 №52-ФЗ и содержатся в Приказе Министра обороны Российской Федерации от 24 декабря 2015 г. №833.

СПРАВКА. В 2021-2022 годах обязанности официального страховщика Вооруженных сил РФ возложены на АО «СОГАЗ». Договор между Минобороны России и страховой компанией заключается на 2 года. Участие в конкурсе принимают только крупные, надежные страховые группы. Решение о выборе страховщика прописывается отдельным Приказом.

Кто имеет право получить выплату

Страховые выплаты военнослужащим при травме назначаются после расследования обстоятельств случившегося. При увечьях или инвалидности деньги перечисляют военным. В случае их гибели – родственникам в равных долях.

Срочники в армии

Граждане, проходящие обязательную службу в армии, в случае получения различного рода травм обязательно получают страховое возмещение. Тарифы устанавливает Правительство РФ.

В 2021 году АО «СОГАЗ» – официальный страховщик военных и призывников, служащих в МВД и других госструктурах. Для обращения по результатам страхового случая необязательно приходить в офис страховой фирмы лично. Обязанности посредника возложены на комиссариат, так как после наступления несчастного случая в рядах Вооруженных сил дело подлежит неоднократной проверке уполномоченными органами.

Военнослужащие по контракту

Служащие по контракту от срочников отличаются тем, что они добровольно продолжают выполнять воинские обязанности на платной основе.

Они получают надбавки и имеют дополнительные льготы: раньше выходят на пенсию, а размер социальных пособий увеличен до 3 раз.

При получении травмы страховая также назначает им выплаты в установленном размере, или другим выгодоприобретателям – наследникам погибшего.

СПРАВКА. По статистике, возмещение вреда контрактникам осуществляется чаще. Это связано с обстоятельствами службы: многие военнослужащие отправляются в «горячие» точки, где риск травмы или гибели возрастает в разы.

Наследники служащего

По условиям страхового договора, после смерти военного его родные или близкие становятся наследниками. Кто может получить страховые выплаты:

  • супруг(а), при условии, что они не были в разводе;
  • родители, законные усыновители, бабушки и дедушки – при их отсутствии;
  • дети и подопечные.

ЭТО ВАЖНО. При заполнении документов после смерти военнослужащего члены семьи обязаны представить справку, подтверждающую факт родства. Документ заверяется в соответствии с законодательством РФ. Если делом занимается официальный представитель (адвокат), у него с собой должна быть нотариальная доверенность.

Страховые случаи

Список страховых случаев, подлежащих финансовому возмещению после их реализации, установлен на основании принятых в РФ законов.

Действие страхового полиса распространяется на период прохождения призыва или военной службы по контракту, а также спустя год после окончания срока.

Эта особенность договора страхования позволяет защитить вышедшего в отставку или уволенного гражданина от тяжелых физических и психологических последствий службы, которые часто проявляются после окончания действия контракта.

Если застрахованное лицо спустя год получило инвалидность, страховые выплаты будут назначены в соответствии с установленной степенью тяжести.

Травмы

Финансовая ответственность страховой фирмы меняется в зависимости от тяжести увечий. Выделяют 2 вида травм – легкие и тяжелые. Самая распространенная причина обращений к страховщику от военных связана с получением легкой травмы.

Степень вреда здоровью устанавливается врачами медицинской комиссии, которая созывается для рассмотрения обстоятельств страхового случая. Если военнослужащий не согласен с тем, какое решение вынес военный врач, он может обратиться к своему командиру для назначения повторного медицинского осмотра.

Инвалидность

Застрахованное лицо имеет право на страховую выплату при получении любой группы инвалидности в процессе исполнения обязанностей, либо в течение 12 месяцев после окончания срочного договора.

Выплаты военнослужащим не начисляются в случае, если инвалидность была получена спустя год и более после прохождения службы, либо по обстоятельствам, не связанным с условиями договора.

Смерть

Родственники и близкие погибшего, его наследники, могут обратиться за назначением страховых выплат в следующих случаях:

  1. Гибель во время срочной службы в армии или по контракту, а также на военных сборах.
  2. Смерть в течение 1 года после отставки, отчисления со сборов, которая произошла из-за ранее полученного заболевания, увечья, травмы.

ПРИМЕР. Во время прохождения службы в армии, в процессе боевых учений, Иванов получил тупую травму головы. Через 2 недели срок его службы подошел к концу, Иванов вернулся к семье.

Спустя 3 дня застрахованный умер из-за посттравматического кровоизлияния в мозг. В ходе расследования случившегося члены военно-медицинской комиссии, созванной по инициативе страховщика, подтвердили причину смерти.

Родные Иванова получили выплату в размере 2 752 451,64 рублей.

Размеры страховых выплат

Размеры страховых выплат зависят от риска. Больше всего страховщик выплачивает при смерти военнослужащего, включая гибель в период прохождения службы либо спустя год после отставки (увольнения). Размеры страховых выплат представлены в таблице.

Ниже указаны перечисления страховой компании военнослужащим при травме (смерти, инвалидности, увольнении) в 2021 году (по данным официального страховщика Минобороны АО «СОГАЗ»).

Страховой случай Компенсация страховщика, в рублях
Смерть (гибель) 2 752 451,64
Инвалидность (по группам) I – 2 064 338,74
II  – 1 376 225,82
III  – 688 112,92
Травмы Тяжелые увечья – 275 245,16
Легкие травмы – 68 888,29
Увольнение по результатам обследования военно-медицинской комиссии 68 888,29

СПРАВКА. В случае смерти застрахованного лица его родные и близкие получают выплату в размере 2 752 451,64 рублей в равных долях.

Выплаты осуществляются только в рублях на счета российских банков. Реквизиты счета выгодоприобретатель вписывает в заявление, либо прикрепляет в форме отдельной банковской справки к документам.

Размер компенсации зависит от конкретного случая и может представлять собой разовый взнос на счет или ежемесячные отчисления. При назначении социальной пенсии солдату-инвалиду, члену семьи по потере кормильца страховые пенсионные выплаты осуществляются отдельно от других взносов страховой.

Индексация 2021

28 января 2021 года на сайте Правительства РФ опубликовали информацию о принятии нового законодательного акта – Постановления № 49. Согласно документу, единовременные пособия военнослужащим с 30 января 2021 года будут проиндексированы. Получить повышенные взносы могут все, включая военных в отставке и родственников погибших.

СПРАВКА. Те, кто в январе 2021 года получил выплату без индексации, могут обратиться с заявлением в региональный филиал АО «СОГАЗ» для получения доплаты. Требуется паспорт, счет для зачисления взносов и заявление.

Оформление выплаты по страхованию

Страховая фирма, по закону, отвечает за выполнение финансовых обязательств перед пострадавшими в ходе военной службы страхователями, либо их семьями. Обязательства включают себя выплаты после реализации страхового риска.

Куда нужно обращаться

Для получения страховых выплат военнослужащим или их родственникам необходимо обратиться в военный комиссариат. На основании Постановления Правительства РФ от 29 июля 1998 г. №855, уполномоченные представители комиссариата оформляют документы для передачи сведений страховой фирме.

Военный комиссариат отсылает запрос в филиал страховщика по месту регистрации застрахованного лица. Спустя 15 дней после рассмотрения заявления выгодоприобретателю поступает ответ страховщика.

Список необходимых документов

Документы для получения выплат отличаются в зависимости от страхового случая.

В случае гибели (для родственников):

  1. Заявление.
  2. Справку из воинской части. В ней прописываются подробности дела, которое привело к гибели застрахованного лица.
  3. Свидетельство о смерти.
  4. Отчет о случившемся от непосредственного командира военнослужащего, который несет ответственность за действия подчиненных.
  5. Свидетельство о заключении брака – для супруги, о рождении – для его родителей или детей умершего, или справки из органов опеки и попечительства, если за выплатой обращаются законные представители или подопечные.
  6. Справку из банка с реквизитами банковского счета.

ЭТО ВАЖНО. Если смерть наступила в течение года после окончания службы (контракта), к списку бумаг прикрепляется отчет врачей военно-медицинской комиссии. В нем указывается о наличии травмы, заболевания и иного вреда для организма, которые привели к смерти застрахованного лица после службы.

При получении инвалидности требуется:

  • заявление;
  • справку о получении инвалидной группы;
  • историю болезни;
  • выписку из приказа;
  • счет из банка.

В документах врачей военно-медицинской комиссии должны быть прописаны обстоятельства, которые привели к травме и хроническому нарушению здоровья военнослужащего, а также степень причиненного вреда.

Документы для выплат при травме:

  1. Заявление.
  2. Справка из в/ч.
  3. Заключение военного врача.

Единовременное пособие, выплачиваемое при увольнении военнослужащего с военной службы в связи с признанием его негодным к военной службе вследствие военной травмы, и единовременное пособие, выплачиваемое в случае получения военнослужащим увечья при осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, повлекшего за собой наступление инвалидности, не могут рассматриваться как однородные

Постановление Конституционного Суда РФ от 29.03.2019 N 16-П «По делу о проверке конституционности части 6 статьи 21 Федерального закона «О противодействии терроризму» и части 15 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» в связи с жалобой гражданина Е.А. Понкратова»

Читайте также:  Возможно ли свободное использование произведения при неисключительной лицензии

Конституционный Суд РФ признал часть 6 статьи 21 Федерального закона «О противодействии терроризму» и часть 15 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой в системе действующего правового регулирования, они рассматриваются как исключающие возможность предоставления одному и тому же лицу из числа военнослужащих, получившему военную травму при участии в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, являющемуся инвалидом и признанному негодным к прохождению военной службы, единовременных пособий как в соответствии с частью 3 статьи 21 Федерального закона «О противодействии терроризму», так и на основании пункта 1 части 12 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».

Конституционный Суд РФ указал, в частности, следующее.

Действующим правовым регулированием закреплена в качестве общего принципа недопустимость повторного предоставления одинаковых по своей правовой природе социальных выплат.

Реализация этого принципа в системе социальной защиты, в частности при установлении публично-правовых способов возмещения вреда, причиненного здоровью военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, позволяет обеспечить сбалансированность предоставления государством мер социальной поддержки, организовать функционирование публично-правовых механизмов возмещения вреда на основе принципов социальной справедливости и равенства.

 Нормы части 6 статьи 21 Федерального закона «О противодействии терроризму» и части 15 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» сами по себе не вступают в противоречие с конституционными предписаниями, позволяя в механизме правового регулирования компенсации вреда, причиненного здоровью военнослужащих, исключить повторное предоставление им однородных социальных выплат. Вместе с тем они не препятствуют назначению выплат, которые по своему месту и значению в правовом механизме возмещения вреда не могут рассматриваться как однородные, в частности единовременного пособия, предусмотренного пунктом 1 части 12 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», и единовременного пособия, установленного частью 3 статьи 21 Федерального закона «О противодействии терроризму».

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, принимавшие участие в контртеррористической операции, подлежат социальной защите как в соответствии с Федеральным законом «О противодействии терроризму», так и на основании законодательства о статусе военнослужащих.

Вследствие этого в случае военной травмы они, как и другие лица, проходящие военную службу, вправе получить единовременное пособие, предусмотренное пунктом 1 части 12 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».

Одновременно такие военнослужащие как лица, участвовавшие в мероприятиях по противодействию терроризму, приобретают право на получение дополнительных мер социальной защиты, закрепленных Федеральным законом «О противодействии терроризму», в том числе единовременного пособия, установленного частью 3 его статьи 21.

Предусматривая выплаты, в случае обеспечения которыми гражданину не могут быть назначены какие-либо иные пособия, оспариваемые нормы вместе с тем не содержат указания на выплаты, признаваемые однородными по отношению к единовременным пособиям, установленным частью 3 статьи 21 Федерального закона «О противодействии терроризму» и пунктом 1 части 12 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». В результате в правоприменительной практике допускается отказ в предоставлении при увольнении с военной службы единовременного пособия, закрепленного пунктом 1 части 12 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», тем получившим военную травму при участии в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом и признанным негодными к прохождению военной службы гражданам из числа военнослужащих, являющимся инвалидами, которые ранее получили единовременное пособие, установленное частью 3 статьи 21 Федерального закона «О противодействии терроризму».

Это — вопреки преследуемой законодателем при принятии Федерального закона «О противодействии терроризму» цели формирования особых мер социальной защиты для лиц, принимавших участие в мероприятиях по борьбе с терроризмом, — препятствует надлежащему возмещению вреда, причиненного здоровью военнослужащих, и их социальной защите и приводит к необоснованному ограничению права таких лиц на социальное обеспечение. Тем самым военнослужащие, принимавшие участие в мероприятиях по борьбе с терроризмом, при увольнении с военной службы в связи с признанием их негодными к ее прохождению вследствие военной травмы ставятся в худшее положение по сравнению с иными категориями военнослужащих, что не отвечает вытекающим из Конституции РФ требованиям надлежащей государственной защиты прав и законных интересов граждан, которая в Российской Федерации как правовом социальном государстве должна осуществляться на началах справедливости и юридического равенства.

  • Федеральному законодателю надлежит внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения.
  • Перейти в текст документа »
  • Больше документов и разъяснений по коронавирусу и антикризисным мерам — в системе КонсультантПлюс.
  • Зарегистрируйся и получи пробный доступ

Дата публикации на сайте: 01.04.2019

Поделиться ссылкой:

Как получить страховку за травму в армии

Прохождение службы в рядах армии РФ в качестве срочника или контрактника сопряжено с определенной долей риска. Мощная техника, выполнение сложных заданий, в том числе и в зонах реальных боевых действий может повлечь ряд последствий, которые иногда наносят существенный вред здоровью, а иногда и жизни военнослужащего.

Для компенсации ущерба и обеспечения соцзащиты таких лиц государством была принята программа их обязательного страхования. Действует полис в течение одного года и, по сути, является одной из форм материальной поддержки солдат и офицеров, а также членов их семей (в случае гибели военнослужащего).

Страховка начинает действовать с момента присвоения призывнику или контрактнику воинского звания.

Выбор страховщика осуществляют госструктуры на конкурсной основе. К участию в тендере допускаются лишь компании:

  • имеющие лицензию, дающую право осуществлять страховую деятельность и опыт работы в этой сфере не менее двух лет;
  • строго соблюдающие и обеспечивающие неукоснительное выполнение договорных обязательств;
  • соответствующие требованиям, предъявляемым нормативными и законодательными актами;
  • имеющие возможность документально подтвердить финансовую деятельность;
  • обладающие широкой сетью представительств на территории государства.

Страховые случаи на службе в армии

Условиями обязательного госстрахования определены следующие категории страховых случаев для солдат и офицеров во время несения службы, на военных сборах, либо проявившихся в течение года после увольнения, вследствие контузии, ранения заболевания, травмы:

  1. Гибель (смерть).
  2. Увольнение из армии в связи с признанием военнослужащего годным ограниченно или не годным к несению службы.
  3. Назначение группы инвалидности.
  4. Получение легкого или тяжелого увечья.

Страховыми не признаются:

  • обстоятельства, наступившие вследствие общественно опасных действий, признанных таковыми в порядке судебного разбирательства;
  • нахождение лица в неадекватном состоянии (употреблявшего алкоголь или наркотики в момент нанесения вреда здоровью);
  • доказанное умышленное причинение вреда.

Важно! Следует учесть, что в компетенцию командования подразделением не входит функция принятия решения по страховым выплатам. Это прерогатива исключительно компании страхователя, которая делает свои выводы на основании предоставленного пакета документов.

Порядок и сроки выплаты страховок военнослужащим

Пакет документов, оформленных надлежащим образом, может подаваться потерпевшим самостоятельно, о чем необходимо уведомить командование в/ч (или военкомата), подав соответствующее заявление.

Бумаги могут быть переданы в страховую компанию лично заявителем, или направлены почтой РФ письмом (желательно заказным с уведомлением), что позволит четко установить временные рамки подачи документов.

В течение 15 дней страховщик обязан рассмотреть обращение заявителя и принять соответствующее решение.

Важно! Необоснованная задержка при разбирательстве или выплате средств по страховке предполагает начисление выгодоприобретателю однопроцентной пени (от суммы страховки) ежедневно, сверх установленных законом сроков.

Если фиксируется смерть солдата или офицера, на выплаты могут рассчитывать:

  • официальная жена (муж);
  • родители военнослужащего (при их отсутствии – дедушка, бабушка);
  • попечители, воспитывавшие ребенка не менее 5 лет (отчим или мачеха).

Кроме того, право получить страховку погибшего (или умершего в результате заболевания, полученного на службе) имеют возможность получить дети до 23-летнего возраста, наследники или иждивенцы выгодоприобретателя.

И еще один момент, на который стоит обратить внимание: солдатам срочной службы страховая выплата должна перечисляться на банковскую карту сразу после комиссования или демобилизации.

Срок подачи искового заявления в суд ограничивается тремя месяцами, поэтому, если в течение месяца деньги не поступили на счет, следует обеспокоиться этим фактом и обратиться в страховую компанию за разъяснением ситуации.

Читайте также:  Уменьшение алиментов при рождении второго ребенка во второй семье

Суммы страховых выплат по болезни или за полученную в армии травму

Максимальные выплаты – 2 млн. руб., производятся в связи с гибелью лица «при исполнении» или от болезни (в течение 1 года после увольнения), возникшей в период нахождения в армии.

Присвоение ВКК группы инвалидности также является страховым случаем и компенсируется для первой, второй и третьей групп соответственно 1,5, 1 млн. и 500 тыс. руб. Легкий вред здоровью оплачивается до 50 тыс. руб., тяжелый до 200 тыс. руб.

Комиссованным в результате общего заболевания, травмы или ранения, полученных во время службы в армейских рядах и сказавшихся негативно на общем состоянии здоровья, страховщик обязан выплатить до 50 тыс. руб.

Важно! Надо иметь в виду, что ежегодно осуществляется индексирование размеров выплат по страховкам. Подлежат они корректировке и в случае назначения высшей группы инвалидности.

Прежде всего, выгодополучателю необходимо собрать требуемый пакет документов, но следует понимать, что перечень бумаг и сам процесс выплаты страховки зачастую взаимосвязан с тяжестью страхового случая.

Поэтому, перед тем как получить страховку за травму в армии, следует, как минимум, проконсультироваться и уточнить детали оформления документации.

Как и следовало ожидать, максимально полный пакет бумаг необходимо предоставлять в случае гибели военнослужащего. Этот список выглядит следующим образом:

  1. Св-во о смерти.
  2. Заявление (родственников, наследников, других заинтересованных лиц).
  3. Бумаги, подтверждающие родство с погибшим.
  4. Приказ о демобилизации от командира в/ч.
  5. Документы, составленные по факту гибели военнослужащего с указанием причин смерти и ее обстоятельств.

Важно! В случае получения необоснованного отказа или задержек при выдаче документов, необходимых для запуска процедуры выплаты страховки, выгодополучатель имеет право обратиться за разрешением ситуации в суд.

Законодательные акты, регулирующие процедуру страхования военнослужащих

При возмещении ущерба здоровью военнослужащих довольно часто возникают спорные ситуации, разрешение которых требует инициирования судебных разбирательств, которые, в свою очередь, основываются на:

  1. Законе №52-ФЗ «Об обязательном госстраховании жизни и здоровья военнослужащих…», вступивший в силу 28.05.98 г.
  2. Правительственном постановление № 855 «О мерах по реализации закона №52-ФЗ…», утвердившем два Перечня – увечий, подпадающих под определение «страховой случай», и предоставляемых бумаг для оформления выплаты.

Кс подчеркнул право военных, продолживших службу после получения увечья, на дополнительное пособие

29 марта Конституционный Суд РФ вынес Постановление № 16-П по делу о проверке конституционности ч. 6 ст. 21 Закона о противодействии терроризму и ч. 15 ст. 3 Закона о денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат.

Суды поддержали отказ в выплате пособия при увольнении с военной службы

Поводом к рассмотрению дела стала жалоба бывшего военнослужащего-контрактника Евгения Понкратова. В июле 2013 г.

в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе он получил тяжелое ранение, повлекшее инвалидность, и в октябре того же года был признан не годным к военной службе. В соответствии с ч. 3 ст.

21 Закона о противодействии терроризму ему было выплачено единовременное пособие в 300 тыс. руб.

В августе 2014 г. с Понкратовым был заключен новый контракт на 10 лет, однако в декабре 2017 г. он был уволен с военной службы по состоянию здоровья на основании подп. «в» п. 1 ст. 51 Закона о воинской обязанности. При этом в выплате единовременного пособия в размере 2 млн руб., установленного п. 1 ч. 12 ст. 3 Закона о денежном довольствии военнослужащих, ему было отказано.

Считая свои права нарушенными, гражданин обратился в военный суд с иском об оспаривании отказа в выплате пособия, однако в удовлетворении требований было отказано.

Суд указал, что при увольнении с военной службы по состоянию здоровья истец не имел права на выплату, предусмотренную указанной нормой Закона о денежном довольствии военнослужащих, поскольку ранее он получил единовременное пособие согласно Закону о противодействии терроризму.

Апелляция поддержала данную позицию. При этом суды ссылались на п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 г. № 8, где отмечается, что при одновременном возникновении нескольких оснований для таких единовременных пособий выплата осуществляется по одному основанию – по выбору получателя.

Не согласившись с позицией судов, Евгений Понкратов обратился в КС. В жалобе он указал, что оспариваемые нормы законов препятствуют лицу, ставшему инвалидом вследствие боевого ранения и продолжившему после этого военную службу, получить разницу между суммами пособия, выплачиваемого при увольнении со службы вследствие военной травмы и выплаченного непосредственно после получения увечья.

Позиция Конституционного Суда

Рассмотрев материалы дела, КС указал, что участие в мероприятиях по борьбе с терроризмом предполагает исполнение обязанностей военной службы в особых, экстремальных условиях, сопряженных с повышенной опасностью и значительным риском для военнослужащего. Участники борьбы с терроризмом, получившие военную травму, повлекшую невозможность исполнения ими своих обязанностей, имеют право на получение единовременных пособий, установленных в отношении госслужащих, в более высоком размере.

Оспариваемые законоположения, отметил Суд, не противоречат Конституции РФ, позволяя в механизме правового регулирования компенсации вреда исключить повторное представление однородных социальных выплат. Вместе с тем они не препятствуют назначению выплат, которые по месту и значению не могут рассматриваться как однородные, – в частности, единовременного пособия.

Вместе с тем, как указано в постановлении, оспариваемые нормы не содержат указания на выплаты, признаваемые однородными по отношению к единовременным пособиям.

В результате на практике при увольнении с военной службы лиц, получивших инвалидность в борьбе с терроризмом, допускается отказ в предоставлении единовременного пособия, закрепленного п. 1 ч. 12 ст.

3 Закона о денежном довольствии военнослужащих, тем, кто ранее получил единовременное пособие, установленное ч. 3 ст. 21 Закона о противодействии терроризму.

Это, полагает высшая судебная инстанция, препятствует надлежащему возмещению вреда, причиненному здоровью военных, и их социальной защите, и приводит к необоснованному ограничению их права на соцобеспечение.

Тем самым военные, участвовавшие в борьбе с терроризмом, при увольнении со службы по состоянию здоровья (вследствие военной травмы), ставятся в худшее положение по сравнению с иными категориями военнослужащих.

Таким образом, оспариваемые положения не соответствуют Конституции в той мере, в которой они исключают возможность предоставления одному и тому же лицу, получившему военную травму при борьбе с терроризмом, являющемуся инвалидом и признанному не годным к военной службе, указанных единовременных пособий.

В этой связи КС признал правоприменительные решения в отношении заявителя подлежащими пересмотру и указал на необходимость внесения изменений в действующее правовое регулирование.

Особое мнение судьи

В документе также приведено особое мнение судьи КС Сергея Казанцева, в котором он пояснил, почему не в полной мере разделяет аргументацию и некоторые правовые позиции, изложенные в постановлении.

Судья отметил, что особенность данного дела в том, что основания для получения единовременных пособий возникли у заявителя не одновременно, а последовательно, в разное время: в 2014 г. он получил право только на пособие в 300 тыс. руб., а право на пособие в 2 млн руб. возникло в 2017 г. в связи с увольнением по состоянию здоровья.

Подчеркивается, что выплата лицу, получившему увечье и инвалидность, первого пособия не связана с фактом увольнения с военной службы по состоянию здоровья. Указанная норма Закона о противодействии терроризму не исключает права на получение данного пособия в случае продолжения лицом военной службы после получения увечья.

В этой связи, указал Сергей Казанцев, если лицо, получившее увечье и инвалидность в ходе борьбы с терроризмом, заключило контракт на дальнейшее прохождение военной службы и не было уволено, ему должно быть выплачено единовременное пособие в 300 тыс. руб.

После получения такого пособия права на получение иного единовременного пособия не возникает, что и было признано нижестоящими судами. При этом судья обратил внимание, что у заявителя, в отличие от большинства военных, прекращающих военную службу после получения увечья, на момент приобретения права на получения единовременного пособия в 300 тыс. руб.

не было права выбора основания для получения пособия в 2 млн руб., поскольку он продолжал службу, будучи инвалидом.

Такой подход судов, указал он, основан на признании данных видов единовременных пособий однородными согласно постановлению ВС № 8.

Однако, по словам Сергея Казанцева, следует обратить внимание, что важным условием применения принципа недопустимости повторного предоставления однородных по своей правовой природе социальных выплат по разным основаниям является одновременность возникновения последних.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *