Закрепление парковочных мест за жильцами

Последнее обновление: 15.03.2021

С каждым годом количество автомобилей становится все больше. Если 30 лет назад машина была только в каждой десятой семье, то сейчас часто встречаются ситуации, когда у каждого взрослого члена семьи есть свое транспортное средство.

При этом вопрос с парковкой, как в городе, так и возле дома, становится все острее.

Как организовать парковку в своем собственном дворе, возможно ли это с точки зрения закона, кто имеет на это право, какая должна быть парковка – гостевая или постоянная, какие затраты необходимо будет понести – рассмотрим в данной статье.

Законность организации парковки во дворе

Современные застройки часто уже подразумевают готовую стоянку для авто. Но в случае со старыми домами обычно предусмотрена узкая дорога и небольшие «карманы», в которые не помещаются даже автомобили собственников жилья.

При этом всегда есть другая свободная территория – детская или спортивная площадка, территория с зелеными насаждениями, выделенное место для мусорного контейнера или установки гаражей, просто пустая территория без определенного предназначения.

Поэтому при договоренности со всеми собственниками жилья устроить парковку во дворе вполне возможно.

Приобретая квартиру в многоквартирном доме, следует знать, что общее имущество также принадлежит всем собственникам.

Ответственность за его сохранение, равно как возможность использовать по своему усмотрению, ложится на плечи владельцев.

При этом нет разделения по метражу и объектам (не определяется, какой вид имущества какой квартире и в каком размере принадлежит), просто управление и пользование осуществляется владельцами совместно.

Организация автостоянки возможна только в том случае, если территория вокруг дома признана общей собственностью граждан.

Закрепление парковочных мест за жильцами

Первое условие – территория под будущий паркинг должна быть общей собственностью владельцев квартир

Требования к территории

Строительные и санитарные правила проектирования и организации парковок в населенных местах закреплены в СанПине 2.2.1/2.1.1.1200-03. Расстояние до объектов рассмотрено в таблице 4.4.1 данного закона.

Расстояние от парковки до здания необходимо рассчитать в зависимости от размера стоянки (от количества парковочных мест):

  • менее 10 мест: 10 метров от жилого здания;
  • менее 50 мест: 15 метров от стороны здания с окнами и 10 без окон;
  • менее 100 мест: 25 и 15 метров соответственно.

Открытые стоянки на придомовой территории свыше 100 парковочных мест запрещены. П. 18.4 разрешает такие большие стоянки только при условии установки выезда не во двор, а напрямую на уличную дорогу. При этом расстояние до домов должно быть 35 и 25 метров (для фасадов с окнами и торцевой части без окон.)

П. 18.2 закона разрешает сокращать расстояние на 25%, если автостоянка будет огорожена сплошной стеной, в которой отсутствуют открывающиеся окна, и нет выезда, ориентированного на жилое строение.

Закрепление парковочных мест за жильцами

Запрещено размещать парковку вплотную к жилому дому

Гостевая и постоянная парковка

При этом существует СанПин 2.1.2.2645-10, а конкретно п. 2.3, который предусматривает возможность создания на территории жилых дворов автостоянок, но только гостевых. А п. 2.10 конкретно запрещает создание любых автостоянок, кроме гостевых. Как организовать придомовую парковку собственникам жилья и автомобилей, если есть такие запреты?

В действительности, данные СанПины друг другу не противоречат. Просто понятие «постоянная» парковка находится вне закона. Парковка должна быть только гостевой. При этом неоднократно граждане подавали иски в Верховный суд, для того чтобы запретить все парковки до единой.

Ведь все мы понимаем, что организуют их жильцы не для кого-то, а для себя. Но было вынесено несколько определений, в которых суд отказывал истцам и разъяснял, что запретить парковки, соответствующие СанПину 2.2.1/2.1.1.1200-03, нельзя.

А доказать, является ли парковка постоянной или гостевой, практически невозможно.

Таким образом, можно сказать, что Верховный суд просто закрывает глаза на небольшие нарушения законодательства. При этом указывая, что практика постоянной парковки – прямое нарушение санитарных правил.

Закрепление парковочных мест за жильцами

Законодатель закрывает глаза на некоторые юридические несоответствия

Понятие постоянной парковки можно законно применять только к тем автостоянкам, которые не находятся на придомовой территории, либо частично ее затрагивают. Это муниципальные общие парковки, а также платные автостоянки на муниципальной земле.

ЭТО ИНТЕРЕСНО. Многие жители устанавливают во дворах шлагбаумы. При этом в некоторых городах даже выделяются субсидии из местного бюджета на такую установку.

Как же это не противоречит тому, что парковка должна быт гостевой? Все просто – шлагбаум устанавливается вне привязки к парковке.

Собственники земли, поставленной на кадастровой учет, имеют право на ее охрану, и не важно, есть на ее территории парковка или нет.

Общий порядок организации придомовой парковки

Прежде всего, необходимо выяснить один момент – действительно ли земля принадлежит самому дому. Ведь может случиться так, что земля является муниципальной собственностью, в таком случае, действия будут немного другими.

Необходимо выяснить, какие существуют правоустанавливающие документы на интересующую вас территорию. Земля должна являться придомовой территорией и быть поставлена на кадастровый учет. О данном учете часто собственники не знают, а без него любое изменение участка будет являться незаконным. Для того, чтобы получить разрешающие документы на землю, необходимо:

  1. Получить согласие собственников.
  2. Составить межевой план.
  3. Обратиться в муниципалитет (администрацию района).
  4. Оформить участок в придомовую собственность.

Далее следует выполнить следующие действия:

  • получить согласие собственников на саму парковку;
  • подготовить проектные документы;
  • обратиться в орган местного самоуправления, в ведении которого находятся вопросы земли и землеустройства;
  • после получения всех необходимых разрешений нанять строительную организацию, которая выполнит данные работы.

Как организовать парковку на придомовой территории самостоятельно? Это возможно, но при обязательном следовании всем пунктам проекта. Если среди жильцов дома есть такие специалисты, почему бы не воспользоваться их услугами, сократив денежные затраты.

Общее собрание собственников

Закрепление парковочных мест за жильцами

Законность гостевых парковок у многоквартирных домов и их использования жителями дома

Парковка машин во дворе МКД остаётся предметом споров между автовладельцами и жителями дома, которых не устраивает размещение стоянки на придомовой территории. Рассказываем о новом определении ВС РФ по вопросу организации во дворе жилого дома гостевой стоянки и её использования для постоянной парковки транспорта.

Собственник посчитал гостевые парковки нарушением законодательства

Житель многоквартирного дома обратился в Верховный суд РФ, чтобы оспорить законность права собственников устраивать на придомовой территории гостевые автостоянки.

Гостевыми парковками считаются открытые площадки, предназначенные для автомобилей посетителей жилой застройки. Их обустройство допускаютп. п. 2.3, 2.10 СанПиН 2.1.2.2645-10:

  • отводимый под строительство МКД земельный участок должен предусматривать возможность организации придомовой территории, в том числе с размещением гостевых стоянок автотранспорта;
  • на территории дворов жилых зданий запрещается размещать любые предприятия торговли и общественного питания, а также автостоянки, кроме гостевых.

Не согласный с таким подходом к организации придомовой территории МКД, собственник попытался через суд признать эти пункты Санитарных правил и норм частично недействующими.

Истец заявил, что организованные во дворе гостевые автостоянки на самом деле используются жителями для постоянной парковки своих автомобилей. При этом парковки организуются без разрывов между парковочными местами и фасадом дома, детскими площадками. Отсутствие разрывов нарушает требования, предъявляемые к качеству воздуха и уровню шума в районе жилой застройки.

Организованная гостевая парковка во дворе, по словам истца, нарушает права граждан на благоприятные условия жизни и на защиту от негативного воздействия окружающей среды (ст. 8 № 52-ФЗ, п. 1 ст. 11 № 7-ФЗ). Оставленные в непосредственной близости от жилого дома автомобили также нарушают требования к антитеррористической безопасности жилфонда и граждан, изложенные в № 35-ФЗ.

Закрепление парковочных мест за жильцамиКак использовать общую парковку возле дома

Федеральное законодательство не запрещает организацию гостевых парковок

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ, рассматривая дело в первой инстанции, уделила внимание отсутствию противоречий между оспариваемыми пунктами СанПин и требованиями актов, имеющих большую юридическую силу.

Читайте также:  Оплата вывоза мусора

Суд установил, что СанПин 2.1.2.2645-10 разработан и утверждён согласно действующему законодательству, подписан Главным государственным санитарным врачом РФ в рамках его компетенций.

ВС РФ отметил, что в Федеральных законах № 52-ФЗ, № 7-ФЗ, № 35-ФЗ, на которые ссылается истец, нет запрета на размещение гостевых стоянок автотранспорта на территории жилых зданий. Следовательно, оспариваемые пункты НПА не вступают с ними в противоречие.

Машино-места: как оплачивать жилищные и коммунальные услуги

Закрепление парковочных мест за жильцами

        Строительство машино-мест внутри многоквартирных домов получает все большее распространение среди застройщиков. Причины этого состоят в традиционной нехватке парковочных пространств, стремлении заработать за счет продажи дополнительных объектов недвижимости, а также институционализацией понятия машино-места.

        Коллективные автостоянки, парковки и машино-места

        Закон разделяет три понятия: «коллективные автостоянки», «парковки» и «машино-места».

        Коллективная автостоянка, расположенная на придомовой территории, пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.

2006 № 491 (далее – Правила № 491) включена в состав общего имущества.

Собственники не вправе выделять ее в самостоятельный объект, устанавливать ограничители парковки с надписью «Мое парковочное место» и совершать иные подобные действия (ст. 37 ЖК РФ).

        Парковка (парковочное место) – это специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка (п. 21 ст. 1 ГК РФ). То есть, парковочное место предполагает определенное оформление в соответствии с требованиями технических регламентов и иных нормативных актов (нанесение знака разметки, парковки, установка паркомата и пр.).

        Понятие машино-места было введено с 01.01.2017 г. в п. 29 ст. 1 ГК РФ а также в ст. 130 ГК РФ.

Машино-место – это предназначенная исключительно для размещения транспортного средства индивидуально-определенная часть здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией и границы которой описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.На машино-место должен быть документ о праве собственности с указанием правообладателя данного объекта.

        До 01.01.2017 г. машино-места не имели статуса в виде самостоятельного объекта недвижимого имущества. Наиболее распространенной была такая ситуация: в многоквартирном доме нежилым помещением, входящим в состав общего имущества, был подземный паркинг.

А доли внутри такого паркинга относились на собственников помещений многоквартирного дома.

Также в ряде домов встречаются ситуации, когда часть машино-мест в подземном паркинге является зарегистрированной за отдельными собственниками, а часть относится к общему имуществу.

        После 1 января 2017 года машино-места чаще всего продаются застройщиками как отдельные объекты недвижимости и допускается ситуация, при которой собственник машино-места не является собственником помещения (квартиры) внутри самого многоквартирного дома.

        Права и обязанности собственника машино-места

        Применительно к многоквартирному дому собственник машино-места обладает такими же правами, как и собственник жилого или нежилого помещения.

Собственник машино-места указывается в реестре собственников, обязанность ведения которого возлагается законом на управляющую домом организацию.

Кроме того, собственник машино-места вправе принимать участие в общих собраниях, получать в установленные сроки информацию, состав которой (подлежащий раскрытию) определен в законе.

        В части обязанностей на собственника машино-места возлагается несение бремени расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а также оплата иных платежей и сборов, определенных в законе или по решению общего собрания собственников помещений.

        Что и как оплачивает собственник машино-места

        В соответствии с п. 2 ст. 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника машино-места в многоквартирном доме включает в себя:

  • -плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
  • — взнос на капитальный ремонт;
  • — плату за коммунальные услуги.

        В части коммунальных услуг регулирование строится на Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).

  1.         В Правилах № 354 к нежилым помещениям приравниваются части многоквартирных домов, предназначенные для размещения транспортных средств (машино-места, подземные гаражи и автостоянки, предусмотренные проектной документацией).
  2.         В части внесения платы за текущее содержание машино-места управляющей домом организации необходимо исходить из следующего:
  3. а) размер платы за содержание устанавливается на основании решения общего собрания (ст. 44 РФ)

Правила парковки и стоянки во дворе многоквартирного дома

Припаркованные во дворах жилых домов автомобили вызывают множество конфликтных ситуаций между собственниками. Как правильно выполнить парковку во дворе и на какие нормативные акты следует ориентироваться чтобы транспортное средство не стало причиной ссоры между жильцами? Ответы на все животрепещущие вопросы вы найдете в данной статье.

Нормативная база

Закрепление парковочных мест за жильцами

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-53-75 Москва; +7 (812) 425-62-06 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-31-96 Бесплатный звонок для всей России.

Нормы и правила парковки авто во дворах

Все нормы и правила парковки транспортных средств во дворах жилых домов регламентированы вышеперечисленными нормативными актами. Их изучение позволит избежать непроизвольных нарушений, а также подскажет как вести себя в спорной ситуации. Так, 17 пункт Постановления Правительства РФ от 23.10.

1993 N 1090 “О Правилах дорожного движения” регламентирует правила поведения в жилой зоне. А пункт 17.4 того же постановления утверждает, что все вышеперечисленные моменты применимы и к придомовым территориям.

Также следует учитывать и региональные нормативные акты, которые также регламентируют поведение автовладельцев на придомовой территории.

Санитарные нормы парковки во дворе

Документом, регламентирующим правила парковки во дворе являются санитарные нормы. Именно в них четко прописаны основные нюансы размещения парковочных мест, а также нормы поведения владельцев транспортных средств.

Санитарные нормы, касающиеся парковки во дворах жилых домов гласят, что:

  • Расстояние между парковочным карманом и стоянкой для автомобилей (не превышающей 10 единиц ТС) не может составлять менее 10м.
  • Если на парковке могут разместиться до 50 единиц транспортных средств, то необходимо соблюдать все требования нормативных актов и обустроить специализированную территорию для парковки автомобилей. Она должна располагаться не ближе 15 м от окон жилого дома.
  • При количестве ТС от 51 до 100 этот интервал составляет не менее 25м.
  • 101-300 автомобилей следует припарковывать не ближе 35м от жилого дома.
  • А для стоянки, которая вмещает в себя свыше 300 транспортных средств, это расстояние не может быть менее 50м.

Парковка для инвалидов во дворе МКД

В мегаполисах и густонаселенных городах постоянный дефицит парковочных мест вносит серьезные разногласия в отношения между автовладельцами.

Но если для здорового, крепкого человека припарковать машину за несколько сот метров от планируемой остановки и пройти это расстояние пешком, не составляет труда, то для граждан с инвалидностью пересечь его весьма проблематично.

На уровне государства постоянно принимаются законопроекты, защищающих права людей с ограниченными возможностями и помогающие им регулировать отношения с другими участниками дорожного движения.

Вблизи ТЦ и социально значимых объектов вопрос с организацией мест для парковки автотранспортных средств людей, имеющих проблемы со здоровьем, уже удалось добиться определенных успехов, а вот во дворах многоквартирных домов подобная проблема продолжает оставаться актуальной. Как же следует действовать инвалидам, чтобы добиться положенных им по закону преференций и получить заветное место на территории двора собственного дома.

Читайте также:  Организация азартных игр

Закрепление парковочных мест за жильцами

Парковка для инвалидов во дворе

Пользоваться парковочным местом для инвалидов во дворе многоэтажного дома имеют право:

  • инвалиды 1 и 2 групп;
  • семьи, воспитывающие ребенка инвалида;
  • граждане, осуществляющие перевозку инвалидов не на коммерческой основе.

Данная преференция не распространяется на 3 группу.

Для того чтобы пользоваться бесплатным местом во дворе дома автовладелец должен иметь парковочное удостоверение инвалида и соответствующий знак на стекле автомобиля.

Парковка для инвалидов во дворе многоквартирного дома обязательно оборудуется:

  • соответствующим знаком;
  • дорожной разметкой.

Отсутствие одного из маркировочных атрибутов не дает право всем автовладельцам использовать данное место для стоянки своих транспортных средств. Оставлять на нем автомобили по-прежнему могут только граждане с ограниченными возможностями. Пренебрежение данным правилом влечет за собой соответствующие наказания, начиная от денежного штрафа и заканчивая эвакуацией авто.

Установка знака

Соседи не вправе лишать жильца дома парковки – ВС РФ

09:30 15/08/2017

Соседи не могут лишить жильца права оставлять свою машину около дома, ключи от шлагбаума, отгораживающего внутренний двор, должны получить все собственники квартир.

Такое разъяснение сделал Верховный суд (ВС) РФ, рассмотревший жалобу москвички, которую соседи лишили права парковать машину во дворе.

Столичные суды не нашли нарушений в таком бытовом конфликте, однако высшая инстанция указала, что жильцы незаконно притеснили права своей соседки. 

Жилищный кодекс наделяет собственников правом владеть, пользоваться и распоряжаться общим имуществом в многоквартирном доме, напомнил ВС.

Однако безусловное и неотчуждаемое право на пользование общим имуществом многоквартирного дома принадлежит каждому собственнику, а не выборочно, отмечает он.

К тому же закон не предусматривает каких-либо способов ограничения или лишения собственника такого права. 

  • Кроме того, указывает суд, решение общего собрания автовладельцев не предусмотрено законом в качестве основания возникновения, изменения или прекращения гражданских прав и обязанностей. 
  • Спор соседей 
  • В суд обратилась член Жилищно-строительного кооператива «Эстетика», которая просила служителей Фемиды обязать соседей обеспечить ей беспрепятственный проезд во двор. 

Согласно материалам дела, члены кооператива — собственники квартир — на общем собрании приняли решение об установке шлагбаумов, чтобы ограничить доступ во двор посторонних машин.

Изначально истица получила место парковки, и ей выдали ключи от шлагбаума, однако впоследствии ей фактически установили запрет как на свободный проезд к дому, так и на стоянку автомобиля во дворе.

Причем такой запрет распространился не только на саму заявительницу, но и членов ее семьи. 

  1. В решении указано, что женщину ограничили в правах за нарушение порядка парковки, однако о каких именно действиях истицы идет речь не уточняется. 
  2. Заявительница неоднократно пыталась решить конфликт мирным путем и пыталась убедить соседей выдать ей брелок от шлагбаума, после безуспешных попыток она обратилась в суд. 
  3. Однако ни столичный Мещанский суд, ни Мосгорсуд ее требования не поддержали. 
  4. Парковка как бонус
  5. Суд установил, что ЖСК «Эстетика» на общем собрании собственников квартир решил оградить придомовую территорию и ограничить въезд во двор чужих машин. 

Тогда же было утверждено «Положение о порядке въезда и парковки автотранспорта на придомовой территории». Кроме того, собрание установило, что решение о предоставлении парковочного места или отказе в его предоставлении принимается исключительно на общем собрании автовладельцев. 

  • В случае если в отношении конкретного автовладельца на общем собрании будет принято решение об отказе в предоставлении парковочного места, жилец дома обязан незамедлительно освободить парковочное место и передать ключ доступа (брелок) председателю комиссии автовладельцев, гласят правила ЖСК.
  • Московские суды сочли, что раз истицу лишили парковки по установленному «Эстетикой» порядку, то нарушения ее прав и не было, ведь доступ к своей квартире, собственником которой она и является, женщина имеет, а место для стоянки машин не входит в обязательный «бонус» к квартире. 
  • Позиция ВС
  • Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда нашла эти выводы не соответствующими требованиям закона. 
  • В своем решении она опиралась на нормы Гражданского и Жилищного кодексов, а также на положения пленумов Верховного и Высшего Арбитражного суда. 
  • Собственники помещений в многоквартирном доме, как законные владельцы земельного участка, на котором расположен дом и который необходим для его эксплуатации, в силу положений статей 304-305 Гражданского кодекса, имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, отмечает суд. 
  • Он также цитирует пункт 4 статьи 37 Жилищного кодекса: запрещены выдел в натуре и отчуждение доли в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме, а также совершение любых других действий, которые приводят к передаче этой доли отдельно от права собственности на помещение в многоквартирном доме. 
  • Таким образом, собственнику помещения в многоквартирном доме принадлежит безусловное и неотчуждаемое право на пользование общим имуществом многоквартирного дома, напоминает ВС.
  • «При этом какие-либо способы ограничения или лишения собственника помещения в многоквартирном доме такого права действующим законодательством не предусмотрены», — отмечается в решении.
  • ВС указал, что московские суды, поддержав решение о лишении истицы права на парковку, ссылались, что такая мера предусмотрена установленным ЖСК порядком пользования внутридомовым пространством, а само ограждение двора соответствовало требованиям постановления столичного правительства № 428-ПП «О порядке установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве».
  • Однако суд не учел, что данным постановлением правительства Москвы не регулируются вопросы создания и порядка использования парковочных мест на огороженной придомовой территории, а, следовательно, и наложения каких-либо ограничений права собственника на пользование придомовой территорией, в том числе и на размещение на ней принадлежащего ей автомобиля, отмечает высшая инстанция. 
  • При таких обстоятельствах ссылка суда на то, что решение общего собрания автовладельцев послужило правомерным основанием для ограничения права истца на пользование парковочным местом, находящимся в общем пользовании собственников помещений многоквартирного дома, противоречит приведённым выше нормам материального права, указывается в решении. 
  • Гаражный кооператив и его собрания
  • Нормы Гражданского кодекса регламентируют, что права и обязанности возникают, в том числе, из решений собраний, но только в случаях, предусмотренных законом. 

В пункте 103 постановления Пленума Верховного суда от 23 июня 2015 года № 25 разъяснено, что под решениями собраний понимаются решения гражданско-правового сообщества, т.е.

определенной группы лиц, наделенной полномочиями принимать на собраниях решения, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия, обязательные для всех лиц, имевших право участвовать в таком собрании, а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений. 

  1. Из приведенных правовых норм и разъяснений следует, что одним из обязательных условий признания решения собрания основанием для возникновения, изменения или прекращения гражданских прав и обязанностей является наличие в законе указания на гражданско-правовые последствия, обязательные для всех управомоченных на участие в таком собрании лиц, считает ВС.
  2. Он также напоминает, что в статье 115 Жилищного кодекса приводится исчерпывающий перечень органов управления жилищного кооператива — общее собрание членов жилищного кооператива, конференция, если число участников общего собрания членов жилищного кооператива более пятидесяти и это предусмотрено уставом жилищного кооператива, а также правление жилищного кооператива и председатель правления жилищного кооператива. 
  3. Как видно, общего собрания автовладельцев в этой статье нет.
  4. «В связи с чем, решение общего собрания автовладельцев не может быть квалифицировано в качестве влекущего гражданско-правовые последствия», — отмечается в решении. 
  5. Таким образом, решение общего собрания автовладельцев не предусмотрено законом в качестве основания для возникновения, изменения или прекращения гражданских прав и обязанностей и не может повлечь гражданско-правовые последствия в виде ограничения права собственника на использование придомовой территории многоквартирного дома, подчеркивает суд. 
  6. ВС отменил определение и направил дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
  7. Алиса Фокс
  8. © 2010 RIA Novosti
  9. Ссылка на оригинал
Читайте также:  Выделение части земельного участка

Как отстоять свое машиноместо на придомовой территории?

Двор многоквартирного дома уже давно стал полем битвы между владельцами автомобилей. Конфликты появляются из-за недостаточного количества мест, кроме того, припарковать свои машины пытаются и не проживающие в конкретном дворе автолюбители. Сводки «с передовой» приходят каждый день. Свежий пример опубликовало издание 1line.

info: в Красноярске парковочные места не поделили мужчина и женщина. По ходу ссоры женщина ударила несколько раз машину ногой и разбила бампер и фару.  В итоге полицейские задержали 37-летнюю правонарушительницу. И это еще история без тяжких увечий и жертв.

Часто спорящие для обоснования своих позиций достают травматические пистолеты и бейсбольные биты.

Сильнее всего проблемы с парковкой ощущаются в старых микрорайонах, ведь в Советском Союзе не было предусмотрено большого количества машиномест для каждого дома. Рядом с новостройками таких проблем обычно не возникает: там гораздо больше мест для автомобилей, а во многих современных домах предусмотрены крытые паркинги.  

Часто причиной конфликтов может быть незнание горожанами прав, которыми они обладают, на участок вокруг своего многоквартирного дома, на котором жильцы размещают свои автомобили. Зная, что можно делать, а чего нельзя, автолюбителям будет проще улаживать ссоры из-за машиномест и уходить от конфликтов на этой почве.

  • Могут ли жильцы многоквартирного дома закреплять за собой места для машин на прилегающей территории?
  • Могут, но только если данная территория уже оформлена в коллективную собственность, а на общем собрании собственников дома приняли решение о распределении долей между жильцами (собственниками помещений).
  • Кто является собственником территории рядом с многоквартирным домом?

По Жилищному кодексу РФ, земельный участок, находящийся рядом (примыкающий) с многоквартирным  домом – это общая долевая собственность, на нее имеют право владельцы всех (не только жилых) помещений в многоэтажке.

После проведения кадастрового учета данной территории она переходит во владение собственников помещений в доме.

Завершив необходимые процедуры, уже по закону можно распоряжаться двором, ограничивать туда въезд, ставить шлагбаум, перекрывать периметр забором.  

У нас участок не поставлен на кадастровый учет, все жильцы дома хотят его приватизировать. Что нам делать?

Чтобы оформить право собственности на придомовую территорию, надо сделать следующее. Сначала провести собрание собственников помещений многоквартирного дома. Для этого нужно инициировать собрание собственников: это может сделать любой человек, владеющий в доме помещением, группа собственников, а также управляющая компания.

Если инициатором выступает один человек, ему нужно направить заказным письмом с уведомлением приглашение на собрание каждому жильцу (либо вручить лично в руки под подпись).

Это должно произойти не позднее десяти дней до проведения самого собрания.

В случае если собрание готовит группа собственников (владеющая не менее чем 10% площади многоквартирного дома), можно обратиться в управляющую компанию (или иной орган самоуправления дома) для инициирования общего собрания собственников.

Можно ли законно во дворе дома отгородить собственное парковочное место?

В действующем законодательстве описывается процедура выделения жильцам дома индивидуального парковочного места под их машину.

Сегодня многие автовладельцы предпочитают не пользоваться услугами платных парковок или не выкупают места в подземных паркингах, а оставляют машину непосредственно под домом на общей парковке.

Подобное позволяет существенно сократить свои затраты на хранение автомобиля, машина всегда под боком, но у такого решения имеются определенные сложности. В первую очередь это нехватка места на стоянке, что приводит к многочисленным конфликтам с соседями.

При этом многие водители задумываются о том, возможно ли законными способами отгородить себе место на общей парковке для стоянки автомобиля. Именно об этом мы и поговорим в этой статье.

Отгороженное парковочное местоОтгороженное парковочное место

Законные способы отгородить парковку для машины

Действующее законодательство предполагает как возможность ограничить въезд во двор путём установки шлагбаума, так и ограждение индивидуальных парковочных мест. В то же время нужно понимать, что юридически оформить такое ограждение будет крайне сложно, причём в любой момент можно лишиться такого права также на законных основаниях.

Если автовладелец желает иметь собственное парковочное место, то, в первую очередь, необходимо на общем собрании жильцов дома принять решение о таком ограждении территории для конкретной машины.

Стоит ли говорить, что получить такое общее решение будет крайне сложно, так как мест на стоянке обычно в обрез, и вряд ли кто согласится добровольно отказаться от возможности оставлять свою машину по домом, отдав место другому автовладельцу.

Если такое решение общего собрания жильцов все же получено, то нужно обращаться в территориальное управление для установки ограждения. Следует помнить, что ограждать парковочное место можно исключительно в том случае, если оставленный автомобиль не будет мешать проезду пожарных машин и скорой помощи.

Отгороженное парковочное местоОтгороженное парковочное место

Далее приступают непосредственно к установке ограждения, чаще всего это подъемные столбики, которые фиксируются с помощью ключа. В редких случаях также устанавливают небольшие заборы или монтируют опорные столбики с цепью.

Парковочное место, отгороженное под конкретный автомобиль, не переходит в собственность автовладельца. Поэтому в последующем также общим решением жильцов дома его могут лишить права такой ограниченной парковки, после чего место под стоянку переходит в общее пользование.

Незаконные способы решения проблемы

Как вы можете понять, законными способами решить такую проблему крайне сложно, так как получить разрешение от всех собственников в доме будет практически невозможно.

Многие автовладельцы решаются на самостоятельный захват территории, они просто блокируют парковочное место, после чего устанавливают тут опорные столбики, которые перекрывают въезд на захваченное место.

Всё это приводит к конфликтам с соседями по дому, при этом другие автовладельцы, которым не досталось место во дворе, могут просто вызвать милицию, после чего на такого водителя, захватившего парковку, может быть наложен штраф и заведено административное дело.

Отгороженное парковочное местоОтгороженное парковочное место

Мы бы не рекомендовали вам заниматься самоуправством, так как в последующем сумма штрафа будет достаточно высока, при этом не редкость такие ситуации, когда обиженные соседи портили автомобиль, после чего требовалось выполнять его дорогостоящий ремонт.

Если законными способами не удалось получить в пользование парковочное место, то следует либо оставлять автомобиль на общей стоянке, либо пользоваться услугами платных парковок.

Сегодня последние строятся в шаговой доступности в новых кварталах, поэтому какой-либо сложности с поиском такого паркинга гарантированно не возникает.

Подведём итоги

По действующему законодательству можно юридически оформить ограждение парковочного места на общей придомовой стоянке. Однако для этого требуется получать разрешение от всех жильцов дома, что часто попросту невозможно.

А вот заниматься самоуправством, ограждать захваченную территорию, мы бы вам не рекомендовали. Так как в последующем придётся решать проблемы не только с полицией, но и существует риск повреждения автомобиля обиженными соседями.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *